О понятии нематериальное благо в семейном праве
Нематериальные блага как объекты личных неимущественных отношений – достаточно популярная в науке тема. В то же время само понятие «благо» в правоведении исследовано недостаточно. Мнения ученых, рассматривающих специфику нематериальных благ как объектов правоотношений, существенно отличаются.
Так, одни все блага рассматривают как субъективные права, что, думается, не совсем верно, так как далеко не все, что является благом для человека, охраняется правом. Другие же полагают, что государством охраняются не право на жизнь и т.п., а само это благо. Для их охраны нет необходимости в конструкции какого-либо правоотношения. Правоотношения в связи с рассматриваемыми благами возникают лишь в случае посягательства на них. Б.Б. Черепахин по этой причине указывал, что неимущественное право обладает негативным содержанием, в нем преобладает охранительная, а не регулятивная функция.
С подобным пониманием личных прав были не согласны Е.А. Флейшиц, полагавшая, что «личные неимущественные права – права на блага, неотделимые от данной личности, охраняющие непротивоправное проявление индивидуальных черт, способностей, стремлений человека», и Н.С. Малеин, определивший личные отношения как «правовые связи между субъектами по поводу духовных благ, неотделимо принадлежащих личности и индивидуализирующих ее, существующие вне зависимости от их нарушения». С.С. Алексеев также придерживается мнения о том, что личные неимущественные права имеют позитивный характер, так как «реализация охранительной функции <…> права становится возможной только в сочетании с регулятивной, которая выражается в воздействии права на общественные отношения, как путем их закрепления в тех или иных правовых институтах, так и путем оформления их движения».
Т.А. Фаддеева предлагает выделять блага двух уровней: благо первого уровня – собственно нематериальное благо, неразрывно связанное с личностью, и благо второго уровня – личное неимущественное право, корреспондирующее нематериальному благу или существующее отдельно от него. М.Н. Малеина по этому поводу отмечает, что «такое объединение в одном термине прав и благ юридически не совсем корректно. Само личное неимущественное право и его объект тесно взаимосвязаны, но не тождественны».
По наиболее распространенной в науке точке зрения (Н.С. Малеин, М.Н. Малеина, В.Л. Суховерхий и др.) личным неимущественным правом является субъективное право, возникающее по поводу нематериальных благ. Это право тесно связано с личностью управомоченного, направлено на выявление и развитие его индивидуальности и имеет специфические основания возникновения и прекращения.
Обращает на себя внимание тот факт, что правоведы рассматривает данное понятие исключительно под определенным углом зрения, что, думается, сужает семантическое значение слова «благо». Тогда как, думается, что интерес представляет вопрос: почему то или иное явление действительности является для человека благом и соответственно им оценивается, поскольку само это понятие содержит субъективную оценку предметов, явлений, свойств реальности.