Нормативно-правовое регулирование потребительской кооперации в России
Российское кооперативное законодательство с момента своего возникновения и до октября 1917 г. прошло значительный путь развития. На протяжении дореволюционного периода выделяются его несколько самостоятельных этапов, содержание которых обусловлено, в первую очередь, социально-экономической ситуацией в стране. Изучение кооперативного законодательства, сложившегося в эпоху Российской империи позволяет дать адекватную научную оценку его развития в советский период. Более того, позволяет определить, в какой мере в новых условиях был востребован и адаптирован имеющийся дореволюционный опыт, и выявить степень новизны и преемственности советского кооперативного законодательства. Кроме того, анализ состояния нормативно-правового регулирования дореволюционной кооперации, дает возможность найти отправную точку, с которой начинался советский этап его истории.
Нормативно-правовое регулирование кооперации в Российской империи осуществлялось преимущественно законодательными актами. Их издание было вызвано потребностью регламентации стихийно возникающих товариществ. Поэтому первые законодательные установления отличались высоким уровнем казуальности, а их нормы распространялись на отдельные виды кооперативов. Впоследствии при сохранении сложившейся правовой традиции, состоящей в регулировании каждого вида кооперативных объединений специальными законами, возрастает степень абстрактности нормативных предписаний, происходит закрепление общих принципов кооперативной организации.
Российское законодательство изначально признавало за кооперативами статус юридических лиц и соответствующим образом определяло порядок их создания, утверждения и характер работы. Большим достижением законодателя можно считать подготовку и издание Нормального устава потребительского общества 1897 г., на основе которого каждый кооператив готовил свои учредительные документы. Процедура открытия кооперативных организаций носила концессионный (разрешительный) характер и состояла в утверждении уставов потребительских обществ министерством внутренних дел, что занимало много времени. Несовершенство применяемой процедуры вызывало недовольство кооператоров, осознавалось властями, что в итоге привело к ее существенному упрощению. Полномочия по утверждению уставов были делегированы губернаторам, то есть переданы на местный уровень. Это позволило не только ускорить сроки рассмотрения документов, но и более гибко учитывать особенности хозяйственной жизни в отдельных регионах.
Однако сохранявшийся жесткий административный контроль противоречил логике экономического развития, требующей более самостоятельной и динамичной деятельности всех хозяйствующих субъектов. Не удивительно, что инициатива обновления законодательства исходила от самих кооператоров. Главные идеи, получившие всестороннее и глубокое обсуждение на проходившем в 1908 г. в Москве I кооперативном съезде, заключались в консолидации нормативных предписаний и изменении порядка открытия кооперативов.