К вопросу о праве законодательной инициативы прокурора
Прокуратура России – важнейший государственный орган, деятельность которого всецело подчинена целям обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Одной из важнейших функций прокуратуры является участие прокуроров в правотворческой деятельности. Согласно ст. 9 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуроры в статусе руководителей органов прокуратуры (Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов федерации, прокуроры районов, другие приравненные к ним по статусу прокуроры) при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Основными направлениями правотворческой деятельности являются:
- инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры;
- участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими органами государственной власти;
- подготовка правовых заключений на законопроекты и иные нормативные правовые акты;
- участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Федерации.
Полноценной реализации данной функции способствует надзорная деятельность прокуратуры. В ходе ее осуществления прокуроры следят за соблюдением Конституции РФ и исполнением федеральных законов, соблюдением прав и свобод граждан федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. За соответствием законам их правовых актов. На данном участке прокурорской деятельности традиционно выявляется множество пробелов и противоречий в законодательстве, несовершенство отдельных законодательных норм, выявляется потребность в принятии новых нормативно-правовых актов. Большое внимание уделяется проверке региональных законодательных актов на предмет соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Все это тем более усложняется в условиях современного интенсивного законотворческого процесса как на федеральном, так и на региональном уровне, сложной структуры органов государственной и муниципальной власти. Повышенную актуальность в этом смысле представляют нормы бюджетного, налогового, социального, трудового, природоохранного отраслей законодательства. Активное участие прокуроры принимают в разработке и совершенствовании законодательства о противодействии коррупции, выработке методов борьбы с ней. Вовлеченность прокурорского надзора практически во все сферы правового регулирования общественных отношений с одной стороны требует от прокуроров не только глубокого знания норм действующего законодательства, а с другой – дает возможность иметь широкую осведомленность о реальном положении в сфере соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, выявлять потребности правовой регламентации общественных отношений.