Диктатура закона: цель или декларация?
Популярным лозунгом деятельности российских государственных структур в высших эшелонах власти является тезис о необходимости диктатуры закона. Предложенный вначале представителями Генеральной прокуратуры РФ, он был быстро подхвачен средствами массовой информации и в дальнейшем нашел понимание и поддержку со стороны Президента России, который как в предвыборных кампаниях, так и в выступлениях по различным актуальным вопросам неоднократно обращался к этому образному выражению.
Данный тезис, если отнестись к нему достаточно серьезно, а не считать его очередной модной декларацией, заслуживает внимания, анализа, интерпретации и критической оценки.
Во-первых, диктатура закона предполагает наличие соответствующей законодательной базы. С позиции безопасности корпораций она включает широкий спектр нормативно-правовых актов различных отраслей права, которые, с одной стороны, четко очерчивают границы правомерной деятельности хозяйствующих субъектов, а с другой – обеспечивают достаточно полную защиту их законных прав и интересов. При этом законодатель должен исключить создание двусмысленных или провоцирующих ситуаций, что реально при принятии явно невыполнимого закона, в результате чего субъекты права вынуждены его нарушать. Так, налоговое бремя не может быть таким, чтобы несение его в полном объеме практически разоряло собственника. Закон, приучающий граждан к его нарушению, имеет далеко идущие криминогенные последствия, поскольку в данном случае действует принцип иррадиации: правонарушитель в одной сфере более склонен к правонарушению и в другой.
Законодатель обязан выявлять и устранять пробелы в правовом регулировании тех или иных проблем, имеющих отношение к безопасности, о чем, как правило, прекрасно осведомлены предприниматели, которые с этими проблемами сталкиваются постоянно. Характерно, что если определенное положение, связанное с предпринимательской деятельностью, не урегулировано или урегулировано в недостаточной степени, то возникает ниша, которая тяготеет к теневому бизнесу, и это неизбежно становится объектом соответствующего внимания со стороны криминалитета. В этой связи можно с уверенностью констатировать, что существенной причиной рэкета в отношении предпринимателей выступает слабая налоговая политика со стороны государства. Если государство не в состоянии проконтролировать реальную деятельность предприятия и собрать налоги, то моментально появляются бандиты, которые делают это гораздо более профессионально, за исключением того, что “налоги” собираются не в пользу государства.
Во-вторых, диктатура закона требует ясного и точного законодательства, как правило, исключающего его толкование с помощью многочисленных ведомственных инструкций и циркуляров. Такие инструкции становятся мощным рычагом оказания давления на предпринимателей со стороны чиновников, которые нередко при этом демонстрируют собственные корыстные интересы. В результате появляется и распространяется “бюрократический рэкет”, который представляет собой серьезную угрозу для нормального ведения бизнеса и оказывает разрушающее воздействие на систему управления предпринимательством и процесс взаимодействия государства с коммерческими структурами.