Административный способ возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением
Многие исследователи выделяют особый способ возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением – административный. Суть большинства точек зрения по данной проблеме сводится к тому, что государство в определенных случаях производит возмещение вреда потерпевшим от экологического правонарушения вместо правонарушителя, что обусловлено фактом неспособности (и иногда нежелания) многих причинителей вреда самостоятельно загладить вред. В таком случае государство приобретает особые права требования возмещения ему убытков причинителем, которые вправе реализовывать или не реализовывать.
Но если встать на несколько иную (более широкую) точку зрения о самом понятии экологического правонарушения, то в отдельных случаях виновным в их возникновении можно признать само государство в лице уполномоченных им органов. К примеру, при возникновении экологического вреда компонентам окружающей среды (в том числе человеку) от действий факторов той же самой окружающей среды, наблюдение и контроль за состоянием которой возложен на какой-либо орган государства.
Такой способ возмещения экологического вреда также часто называют административным. Но в случае наличия действительной, научно обоснованной возможности предугадать те или иные последствия от действия одних компонентов окружающей среды на другие и бездействия по этому поводу, повлекшему экологический вред и экологическое правонарушение, уполномоченный орган государства и его должностные лица должны признаваться виновными, а возмещение в любых возможных формах – не административным способом заглаживания вреда, а досудебным (внесудебным) и добровольным возмещением, что не исключает споров по поводу вида и размера предоставляемых компенсаций.
Основная проблема в данном случае – это совпадение в подавляющем большинстве случаев в одном лице потерпевшего (государство от имени общества) и причинителя вреда (государство в лице уполномоченных должностных лиц и органов власти), что мешает работе механизма охраны окружающей среды. Но если в защиту окружающей среды выступит, к примеру, гражданин или общественное объединение, с виновных должностных лиц государственных органов могут быть регрессно взысканы и соответствующие суммы компенсаций пострадавшим гражданам, и суммы затрат на восстановление должного состояния окружающей среды.