Понятие субъекта налогового права. Налоговая правосубъектность
Соответственно, носителями правосубъектности первого вида являются граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, а также организации. Носителями правосубъектности второго вида — государственные органы, обладающие властными полномочиями в области налогообложения, общественно-территориальные образования. Нет противоречия в том, чтобы налоговую правосубъектность физических лиц и организаций, которая является предпосылкой для участия в налоговых, т. е. публичных, отношениях, именовать частной. Современное состояние права и законодательства характеризуется взаимопроникновением частных и публичных начал. В той или иной степени как частные, так и публичные начала присутствуют в любой отрасли права. Основной вопрос состоит в том, какое из них доминирует. В налоговом праве есть субъекты, как обладающие, так и не обладающие властными полномочиями; субъекты, стремящиеся реализовать свой частный интерес, вынужденно подчиняющиеся интересу публичному, и субъекты, реализующие публичные интересы, выражающие государственную волю.
3. Другой особенностью налоговой правосубъектности является то, что во многих случаях она выступает как производная от другой отраслевой правосубъектности. При этом публичная налоговая правосубъектность выступает в качестве производной от конституционной или административной правосубъектности, частная налоговая правосубъектность нередко производна от гражданско-правовой. Так, Для того, чтобы быть полноправным участником налоговых правоотношений, государственный орган должен быть учрежден в соответствии с действующим конституционным или административным законодательством. Соответственно, конституционно-правовой или административно-правовой статус определяет способность указанного субъекта вступать в налоговые отношения. Реализация административной правосубъектности влечет за собой вступление государственных органов, общественно-территориальных образований в различные правоотношения, в которых субъективные права уже не являются административно-правовыми.
По справедливому замечанию А. П. Алехина, по отношению к другим правоотношениям административная правосубъектность играет трансмиссионную роль. Ее реализация, как правило, необходима и для «приведения в движение» налоговых правоотношений. На практике это означает, что образование, не обладающее административной или конституционной правосубъектностью, не наделяется и налоговой правосубъектностью, оно не способно участвовать в налоговых отношениях. Можно привести несколько характерных примеров. Представительный орган власти, сформированный с нарушением действующего конституционного законодательства, не может на законных основаниях участвовать в налоговых отношениях: устанавливать или вводить в действие налоги и сборы. Его акты не будут порождать правовых последствий в сфере налогового регулирования, поскольку в силу, в частности, п. 1 ст. 3 НК РФ каждый должен уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы.