Договоры, содействующие торговле
Серьезным просчетом гл. 54 ГК РФ стало то, что она свела отношения сторон по договору франшизы в основном к лицензионному соглашению - передаче за плату возможности пользоваться фирменным наименованием, товарными знаками, изобретениями и ноу-хау правообладателя. Между тем сущность франчайзинга состоит в передаче передового опыта, знаний от успешно работающих организаций другим, слабым в указанном отношении. Высокая результативность франчайзинга основана на принципе копирования по определенной системе зарекомендовавших себя на практике эффективных концепций бизнеса.
Товарные знаки, патенты, ноу-хау выступают лишь внешними воплощениями коммерческого опыта и деловой репутации. Они имеют косвенное отношение к профессиональным знаниям и передовому опыту правообладателя и сами по себе не создают изменений в деятельности пользователя. Если, например, оклеить стены заводоуправления ОАО "Москвич" патентами и свидетельствами лучших автомобильных фирм мира, то выезжать из ворот предприятия будут все те же "Москвичи".
Коммерческий опыт в отличие от объектов интеллектуальной собственности нельзя просто продать, ему можно только обучить, перенять его. Для этого за рубежом в договорах франшизы в качестве основного условия предусматривается передача разработанной франчайзером бизнес-системы и устанавливается обязанность пользователя строго соблюдать ее положения. Бизнес-система представляет собой регламент организации хозяйственной деятельности, в котором детально определяются все вопросы функционирования фирмы-пользователя. Бизнес-система жестко стандартизирует требования ко всем сторонам работы пользователя, обеспечивая копирование порядка деятельности и даже внешних признаков правообладателя, нередко доводя их до степени неразличимости.
Именно бизнес-системы обеспечивают подтягивание множества посредственно работающих организаций до уровня самых передовых и служат общему повышению уровня хозяйствования в стране. Этот способ организации предпринимательства предполагает создание широких сетей однородных организаций, соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы продажи товаров. Так, в США более 1/3 оптовых и розничных торговых организаций входят во франчайзинговые сети и этот процесс активно развивается. Глава 54 ГК РФ вообще не упоминает о бизнес-системе, уделяя основное внимание лицензионному соглашению и этим сводя на нет возможности договора франшизы.
Бизнес-системы в силу их объемности оформляются как приложение к договору франшизы. Освоение бизнес-системы предполагает стадию подготовки пользователя к работе по новым правилам и обучение персонала. Оно производится специалистами правообладателя. Процесс последующего совершенствования хозяйственной деятельности делает необходимым периодическое внесение изменений в бизнес-систему, что специально обусловливается в договоре.
Договор франшизы носит долгосрочный характер. Заключаемые франчайзером договоры со всеми пользователями должны предусматривать одинаковые условия. Это обязательное требование к договорам франшизы.