Основные черты административной юстиции в современной России
1. Юрисдикционный орган. Как говорилось выше, в 20-х годах предполагалось создать систему административных судов во главе с высшим административным судом. В 1924 г. эта идея была похоронена. В 1956 г. М. В. Шаргородский предложил вернуться к этой проблеме и создать систему административных судов, на которые возложить обязанности не только по восстановлению нарушенного права, но и обязанности по наложению административных взысканий на органы, учреждения и непосредственно виновных должностных лиц. Это предложение не встретило поддержки главным образом по соображениям боязни роста административного аппарата и недостатка средств. Через 40 лет можно сказать, что все эти опасения сохраняются в силе и видимо в ближайшие десятилетия юрисдикционные функции в сфере управленческой деятельности у нас будут осуществлять общие суды в порядке гражданского судопроизводства.
2. Подведомственность. В ходе дискуссий, возникших по поводу действия ч. 2 ст. 58 Конституции СССР активно обсуждался вопрос о принципе подхода к определению подведомственности по делам этой категории. Общая подведомственность — в суд можно подавать жалобы на любые действия. Перечневая подведомственность — в суд можно обжаловать только такие административные действия, которые прямо указаны в законе. В то время в ГПК применялась перечневая подведомственность. Победила идея общей подведомственности. В ст. 2391 ГПК указано, что гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями государственного органа, общественной организации или должностного лица нарушены его права или свободы. Однако в ст. 2393 ГПК установлены пределы обжалования и перечислены виды административных актов, на которые жаловаться в суд нельзя.
3. Юридическая природа дел. Административная юстиция в России ориентирована на разрешение спорных дел, в которых спор об административном праве является предметом судебного рассмотрения. Помимо чисто административных споров в суде могут рассматриваться споры, имеющие государственно-правовой характер, финансовый, налоговый. Таким образом, спорность и особое положение субъектов в материальных правоотношениях характеризуют этот вид судопроизводства.
4. Возбуждение дела. Дело, возникающее из административных отношений, возбуждается по жалобе заинтересованного лица, а в отдельных случаях по протесту прокурора. При возбуждении дела возможно применение двух порядков: а) до обращения в суд обязательна подача жалобы в соответствующий административный орган; б) заинтересованное лицо или прокурор вправе сами выбрать адресат жалобы или протеста. Второй вариант представляется предпочтительней, хотя действующий закон предусматривает применение обоих вариантов.
По жалобам на неправильности в списках избирателей предварительное обращение к администрации является обязательным, по другим делам жалобщик вправе сделать выбор: обратиться административный орган либо подать жалобу непосредственно в суд. В то же время ст. 237 ГПК вообще не предусматривает подачи жалобы в административный орган.