Внебюджетные средства
Учреждениям и организациям бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования еще в условиях плановой социально-культурной деятельности разрешалось иметь источники доходов, существовавшие вне бюджета. Они назывались внебюджетными и строго регулировались законодательством.
В современных условиях рыночных отношений внебюджетные средства приобрели исключительно важное значение. Их понятие значительно расширилось. Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, хотя это деление в определенной степени условно.
Главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств — заработанные доходы и незаработанные доходы. Такое деление признается в большинстве стран с рыночными отношениями.
К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней.
Незаработанные доходы — это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести доходы от ценных бумаг в виде дивидендов и процентов; добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц, т.е. спонсоров; взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций. К незаработанным доходам также можно причислить передачу материально-технических средств от юридического лица бюджетной организации, например, при ликвидации или реорганизации тех или иных организаций.
Основными доходами все же являются специальные средства. По источникам образования они крайне разнообразны. Значительная их часть создается путем получения доходов от использования принадлежащего организации имущества, зданий, оборудования; от эксплуатации транспорта; производственной деятельности учебно-вспомогательных подсобных предприятий и хозяйств, лечебно-трудовых мастерских.
К специальным средствам также относятся поступления за повышение квалификации, переподготовку кадров; за различные платные курсы: игры на музыкальных инструментах, по изучению иностранных языков и др. Немалую роль в образовании специальных средств играют различные платные услуги, оказываемые учреждениями, проведение экспертиз.
Специальные средства должны иметь целевой порядок расходования, т.е. использоваться на те цели, с которых получены доходы: на содержание и ремонт зданий, транспорта; на расширение и совершенствование учебных мастерских; улучшение питания и культурно-бытового обслуживания больных и т.д.
По каждому виду специальных средств бюджетное учреждение составляет отдельные сметы. Порядок составления, утверждения и исполнения сметы специальных средств в целом соответствует сметному процессу бюджетного финансирования. Эти сметы также действуют с 1 января по 31 декабря. Теперь для всех смет, как бюджетных, так и специальных, существует один порядок: все не-израсходованные к концу финансового года средства бюджетной организации остаются в ее распоряжении на следующий год.