Система налогов и сборов в Российской Федерации
При рассмотрении сущности объединения налогов и платежей в систему возникает необходимость их классификации в зависимости от характерных для этой категории оснований. Любой вид налога содержит такие важнейшие основания, как: вид плательщика, уровень подчиненности, характер использования денежных средств, способ изъятия дохода и др.
В зависимости от налогоплательщика различают налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уровня. Основные налоги организаций: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на прибыль, налог на имущество, акцизы и др. Налоги физических лиц: подоходный налог, налог на наследование или дарение и др. Существует группа налогов, которые являются общими для всех плательщиков в Российской Федерации. Характеристика налогов по этому основанию имеет большое практическое значение. Она позволяет установить правовой статус юридического или физического лица, перспективы их деятельности, организовать контроль за уплатой налогов.
По уровню территориального подчинения различают федеральные, региональные и местные налоги. Все налоги устанавливаются высшим органом государственной законодательной власти Российской Федерации. Однако порядок и сроки взимания налогов, а также форма отчетности имеют определенное отличие. Различная атрибуция налогов предопределяет их поступление в государственный бюджет или в региональные и местные бюджеты.
В зависимости от характера использования денежных средств различают налоги общего назначения и целевые. Налоги общего значения — это денежные средства, поступающие в бюджет соответствующего уровня и расходуемые без их привязки к конкретным целям. Поступления от этих налогов записываются в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ или местных органов власти общей массой.
Целевые налоги образуют внебюджетные специальные фонды, расходуемые на строго определенные цели.
В зависимости от способа взимания дохода налоги и сборы подразделяются на прямые и косвенные. Основным критерием деления налогов таким образом является определение окончательного плательщика налогов. Прямым считается налог в том случае, если его окончательным плательщиком является владелец обложенной собственности или обложенного дохода. В этот момент одно лицо выступает в качестве юридического и фактического плательщика налогов.
В зависимости от объекта обложения прямыми налогами могут быть подоходные налоги, налоги с имущества и др. Система подоходных налогов включает: общий подоходный налог с населения, налоги на отдельные виды доходов. В последнее время в связи с появлением новой формы предпринимательской деятельности — акционерных обществ, имеющих огромные суммы нераспределенной прибыли, во многих странах введен налог на прибыль корпораций. Правила налогообложения корпораций сложны, запутаны и характеризуются большим количеством исключений, скидок, вычетов и льгот. Однако удельный вес налогов от корпораций в доходах бюджетов развитых капиталистических стран весьма значителен.
В системе налогов, взимаемых в федеральный бюджет нашей страны, в п. 3 ст. 13 «Федеральные налоги и сборы» установлен налог на прибыль с организаций. В п. 2 ст. 11 дано понятие «организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации ». По нашему мнению, в НК РФ, основания налогообложения применительно к корпорациям использованы недостаточно. Поэтому взимание должным образом части прибыли этих корпораций не представляется возможным. Данная проблема в настоящее время относится к числу наиболее актуальных.