Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
Функциональная структура строится в соответствии с основными функциями государства, которые отражаются в виде разделов расходов, разбитых на ряд подразделов. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. К ним относятся: государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-культурному развитию и т.п. Некоторые функции в связи с их обширностью требуют конкретизации особенно это относится к задаче развития экономики страны. А затем в зависимости от конкретных проблем они уже могут быть представлены в виде самостоятельных функций, обеспечивающих в совокупности решение общей задачи. К примеру, в настоящее время среди подобных функций государства актуальными являются обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности и проведению аграрной реформы. В силу того что они узко ориентированы, соответствующие функциональные разделы будут подлежать отмене, когда данные функции государства перестанут быть основными.
Таким образом, функциональная классификация расходов имеет несколько уровней, которые отличаются степенью обобщения статей расходов. Первый уровень включает разделы расходов, соответствующие основным функциям государства. Второй определяет подразделы, конкретизирующие направления бюджетных средств в пределах лимитов, указанных первым уровнем разделов. Третий уровень расходов отражает целевой характер расходов бюджетов и финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в тех пределах, которые определены верхними двумя уровнями. Последний, четвертый, уровень классификации видов бюджетных расходов детализирует направления финансирования расходов по целевым статьям бюджета.
В Бюджетном кодексе указано, что каждый год федеральным законом о бюджете подлежат утверждению расходы федерального бюджета между главными распорядителями по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, а также по группам расходов, по предметным статьям, подстатьям и отдельным элементам экономической классификации.
Второй задачей, которую решает бюджетная классификация, является обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов. Это достигается посредством ведомственной структуры федерального бюджета, отражающей распределение средств по их конкретным распорядителям — федеральным министерствам и ведомствам. Денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам, конкретизируются по видам деятельности со степенью детализации, позволяющей органам законодательной власти принимать обоснованные решения о необходимости данного вида деятельности и размерах его финансирования, а затем контролировать его осуществление. В ведомственной структуре федерального бюджета выделены 115 министерств, реализующих определенные функциональные задачи. Но вместе с ними в перечень прямых получателей средств из федерального бюджета включены, например, Управление делами Президента РФ, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Государственный историко-архитектурный и этнографический му-зей-заповедник «Кижи» и другие организации.