Аграрные правоотношения
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
3. В числе важнейших слагаемых внешних аграрных отношений наряду с отношениями собственности следует выделить отношения в сфере государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и прежде всего в виде финансовой поддержки и помощи селу.
Как известно, сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием. Уровень доходов значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материально-техническую базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками по ссудам и с работниками по оплате труда и т. п.
Все это обусловливает необходимость оказания селу государственной поддержки. Такая поддержка оказывается, как правило, посредством использования экономических методов регулирования, но осуществляется она в определенных правовых формах и др.).
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» установил перечень основных направлений государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий. Пунктом 1 ст. 7 Закона юридически закреплено выделение средств по 11 основным направлениям. При этом по всем этим направлениям предусмотрено финансирование мероприятий поддержки в соответствии с законодательством субъектов Федерации. Средства федерального бюджета, закрепленные в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством РФ. Регулированию наиболее важных видов государственной поддержки посвящены самостоятельные статьи данного Закона: поддержке кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей — ст. 11; сельскохозяйственному страхованию — ст. 12; повышению плодородия и охране земель сель-скохозяйственного назначения — ст. 13; государственным закупочным и товарным интервенциям — ст. 14, что позволило полнее раскрыть содержательную составляющую этой поддержки.
Необходимо иметь в виду, что в мире существуют двойные стандарты в подходах к оценке государственной поддержки сельского хозяйства в разных странах. С особой силой это проявилось на переговорах о вступлении России во Всемирную торговую организацию. «Запад требует от нас снижения и без того мизерного уровня поддержки АПК, — пишет академик РАСХН В. В. Милосердов. — Сами же «раскочегарили» ее до невероятных размеров. Например, товаропроизводители ЕС получают в 40 раз больше средств в расчете на гектар пашни, чем это позволяется в России. Их защитные меры превышают российские многократно ».