Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ
Так, в первых статусных законах «О государственном производственном предприятии », «О кооперации в СССР», «Об индивидуальной трудовой деятельности» наиболее важным принципом явились полная хозяйственная и юридическая самостоятельность и свобода договора, что послужило правовой основой для признания всех типовых договоров в АПК, утратившими юридическую силу в 1988 г. Для ко-оперативного сектора это означало создание условий для сужения публичных начал в правовом положении колхозов и простора для частного интереса на основе соблюдения кооперативных принципов в распределительных отношениях. Для государственных предприятий крупной новеллой стало учреждение титула полного хозяйственного ведения, приближенного по объему к титулу права собственности, свойственному колхозам и другим частным предприятиям. Произошло, таким образом, кардинальное сближение правового положения государственных предприятий и колхозов в направлении развития частного интереса.
В законах «О собственности в СССР» и «О предприятиях в СССР» 1990 г. был сделан дальнейший шаг в сторону внедрения капиталистических начал в формирование имущества и распределительные отношения в государственных предприятиях, а Законом «О кооперации в СССР» и в колхозах. Закон «О собственности в СССР» не только признал многообразие форм собственности и организационно-правовых форм предприятий, но и установил общее для всех их видов право граждан на участие в формировании имущества предприятия и на участие в распределении части прибыли по их вкладам в это имущество. Этот Закон учредил титул права полного хозяйственного ведения и установил, что к нему применяются правила о праве собственности. Вводится собственность членов трудового коллектива государственного предприятия, которая формируется путем передачи ему части прибыли и распределения ее между работниками, образуя вклад каждого в имущество предприятия с правом получения дивидендов по результатам деятельности в каждом конкретном году. Налицо сочетание государственной и частной собственности на имущество государственного предприятия, т. е. смешанная собственность в государственном секторе экономики, что, естественно, размывало экономическую и юридическую природу государственного предприятия. Этот вариант, можно сказать, «мягкой приватизации» уже не содержал идеи сохранения последовательно государственных предприятий и всего государственного уклада экономики.
Кроме того, о глубоком проникновении акционерных начал в государственный сектор экономики свидетельствует еще одно законодательное нововведение: право государственных, как и других организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, на выпуск ценных бумаг предприятий с определенным режимом акций.
При этом особенно трудно объяснить теоретически и оправдать практически установление Законом «О кооперации в СССР» права кооперативов и их союзов выпускать акции для продажи членам кооператива, лицам, работающим в нем по трудовому договору, и предприятиям — в пределах размера валового дохода. Данный Закон содержал еще ряд экономически и юридически несостоятельных конструкций: право колхоза создавать в его рамках «первичные кооперативы», действующие на основании общих правил Закона; право государственных, кооперативных или иных общественных предприятий, организаций и учреждений создавать кооперативы «при них»;