Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования...

Подробнее:

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник...

Подробнее:

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права...

Подробнее:

Общие свойства отношений, регулируемых налоговым правом

1. Налоговые отношения — это отношения по распределению бремени публичных расходов.

Справедливое распределение бремени публичных расходов среди граждан и их объединений — основная задача налогового права, необходимость решения которой требует особых средств правового воздействия. Объективная потребность в решении указанной задачи и вызвала к жизни отрасль налогового права, предопределила ее своеобразие. Таким образом, рассматриваемый признак налоговых отношений, характеризующий данные отношения с точки зрения целей их возникновения и развития, присущ всем без исключения видам этих отношений.

Отношения по распределению бремени публичных расходов тесно связаны с отношениями распределения и перераспределения национального дохода. Понятие «отношения перераспределения», как и «отношения распределения», является сложной экономической категорией. Действительно, согласно экономической науке в ходе функционирования рыночной экономической системы в обществе объективно складывается определенный механизм распределения совокупного продукта. Лица, сосредоточившие в своих руках значительные объемы материальных ресурсов благодаря системе наследования, в результате тяжелого труда и бережливости, с помощью криминальных операций или деловой хватки, получают доходы и распоряжаются большими долями совокупного продукта, произведенного экономикой. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и относительно непроизводительные, а в силу этого малооплачиваемые трудовые ресурсы, получают скудные денежные средства и незначительные доли общественного продукта. Такой механизм распределения доходов и материальных благ не способен принимать во внимание многие морально-этические и социальные проблемы, возникающие в ходе распределения. В целом рыночная система, понимаемая как совокупность известных объективных экономических законов, приводит, как правило, к значительно более неравному распределению доходов, чем это желательно и допустимо для общества. Поэтому опосредуемые государством отношения перераспределения доходов являются одним из важнейших способов сглаживания возникающих в связи с функционированием рыночной системы противоречий. В свою очередь налоги и сборы представляют собой инструменты, используемые на наиболее сложном этапе перераспределения, на котором имеет место прекращение права частной формы собственности и возникновение публичной собственности.

Однако непосредственной целью налоговых отношений выступает не перераспределение доходов членов общества, а справедливое распределение бремени публичных расходов. Но поскольку такое распределение бремени расходов осуществляется на основе учета способности к платежу лица, в том числе путем широкого использования пропорционального и в том числе прогрессивного способа исчисления налога, то перераспределение доходов, не будучи непосредственной целью налога, происходит de facto в результате налогообложения.

Следует отметить, что имеются возможности использовать механизмы налогообложения и в целях перераспределения ресурсов. В экономической литературе выделяются три основных фактора, объективно предопределяющих эти процессы.

Во-первых, имеется огромное количество общественных благ, на производство которых рыночная система вообще не способна выделять материальные ресурсы или выделяет их недостаточно; во-вторых, имеет место множество случаев, когда производство или потребление товаров порождает некомпенсируемые издержки для третьих лиц; в-третьих, производство или потребление определенных товаров может обусловить не требующие денежной компенсации выгоды для третьих лиц или населения в целом.

Навигация по сайту

Популярные новости

  • 15-05-2021Ирина Шиткина рассказала о поправках, которые предлагается внести в часть первую Гражданского кодекса. В настоящее время...
    Подробнее...
  • 13-05-202128 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации...
    Подробнее...
  • 11-05-2021С докладом выступил председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов...
    Подробнее...

Опрос на сайте

Приходилось ли Вам пользоваться услугами юристов?
  •  Да приходилось
  •  Нет, не приходилось
  •  Часто обращаюсь к ним
  •  Я сам юрист
  •  Я сам пытаюсь решать все правовые вопросы