Строительство жилых помещений
Формирование рынка доступного жилья в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики.
Согласно социологическим исследованиям, свыше 61 процента россиян, а это около 31,6 миллиона семей, желают улучшить свои жилищные условия. Однако, например, за 2003 г. смогли реально улучшить свои жилищные условия только 230 тысяч семей, что составляет всего 0,7 процента нуждающихся. В последующее время картина практически не меняется.
Здесь можно выделить две основные причины.
Во-первых, объемы строительства жилья значительно отстают от потребностей. Так, например, годовой объем ввода жилья за 2003 г. составил всего 2,3 процента от потребности. Для сравнения, в 1987 г. было введено 76,4 миллиона квадратных метров. Сегодня ситуация усугубляется тем, что качество существующего жилищного фонда катастрофически ухудшается. По оценкам экспертов, ветхий и аварийный фонд составляет 87,8 миллиона квадратных метров, а большая часть жилищного фонда имеет степень износа более 1/3. Таким образом, при сохранении существующих темпов строительства жилья даже замена ветхого и аварийного фонда не обеспечивается. Именно этим обусловлен неизбежный рост стоимости жилья.
Во-вторых, уровень доходов большей части российских граждан не позволяет приобрести жилье даже в обозримом будущем: ни за полную стоимость, ни с использованием банковских кредитов. Так, доля населения с доходами, позволяющими приобрести стандартную квартиру, составляет всего 9,5 процента.
На региональном уровне в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, созданы законодательные и организационные основы обеспечения жильем отдельных категорий граждан:
- граждан, отселяемых из ветхого и аварийного жилья;
- молодых семей;
- работников бюджетной сферы и др.
Другими формами жилищного обеспечения являются:
- обеспечение жильем жителей села, развитие индивидуального жилищного строительства;
- реализация Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ;
- обеспечение жильем граждан, уволенных или увольняемых с военной службы и приравненных к ним;
- обеспечение жильем молодых ученых.
В то же время в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации массовое предоставление социального жилья не ведется вот уже несколько лет, в связи с чем получение бесплатного жилья без использования собственных средств и рыночных механизмов для большинства граждан, нуждающихся в жилых помещениях, стало практически невозможным.