Социальные гарантии по оплате жилых помещений и коммунальных услуг
Оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма и иным основаниям устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется поэтапно в течение 10 лет с применением мер социальной защиты граждан.
Этапы и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определяются Правительством Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах нормативной площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетам не только совокупного дохода семьи, но и действующих в данной сфере льгот. При определенных условиях льготы данной категории касаются и граждан, пользующихся жилыми помещениями на иных от найма основаниях.
При этом органы местного самоуправления вправе предоставлять гражданам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по договору найма при площади жилья, превышающей социальную норму.
Поскольку социальные нормы площади жилья в настоящее время определяются в квадратных метрах общей площади жилья, немаловажное значение имеет порядок подсчета площадей жилых зданий.
В соответствии с распоряжением мэра Москвы "О порядке подсчета площадей жилых зданий" от 9 ноября 1995 г. N 592-РМ признано необходимым определять общую площадь квартир и жилых зданий в соответствии со Строительными нормами и правилами "Жилые здания. СНиП 2.08.01-89": как сумму площадей их помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемую со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0.
В то же время жилую площадь квартир следует определять как сумму площадей жилых комнат без учета площади встроенных шкафов и темных комнат.
В соответствии со ст. 58 ЖК РСФСР льготы по квартирной плате и плате за коммунальные услуги устанавливались действующим законодательством.
Предусмотренные в первоначальной редакции п. 10 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" льготы военнослужащих по оплате жилья, коммунальных и иных услуг независимо от вида жилищного фонда отменены Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ. Таким образом, с принятием указанного Закона военнослужащие исключены из числа лиц, пользующихся в силу особого статуса льготами по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и рядом других льгот в жилищной сфере. В то же время военнослужащие могли пользоваться перечисленными льготами на основании других федеральных законов и иных нормативных правовых актов при условии, что они будут соответствовать установленным для льготных категорий граждан критериям.
С вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и введением с 1 марта 2005 г. ЖК РФ в жилищной сфере кардинально поменялся подход в вопросах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Указанными актами осуществлен переход к адресным мерам социальной поддержки отдельных групп населения.