Правовые основы страхования жилых помещений
Жилищно-коммунальная сфера в настоящее время характеризуется возрастанием износа жилищного фонда, снижением надежности инженерных систем жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры, ростом затрат на восстановление жилья, пострадавшего в результате аварий, пожаров, техногенных взрывов. Затраты на восстановление жилья исчисляются миллиардами рублей. Ремонт инженерных систем и конструктивных элементов жилых зданий, предоставление новой жилой площади взамен утраченной в результате пожаров, взрывов и различного рода аварий снижают эффективность использования и без того ограниченных финансовых ресурсов, направляемых в жилищно-коммунальную сферу. Все это диктует необходимость поиска дополнительных финансовых источников возмещения ущерба на объектах жилищной сферы.
В качестве такого механизма реформа ЖКХ определяет систему страхования жилья, предполагая разработку и принятие соответствующего федерального закона. Однако до настоящего времени такой закон не принят, что в то же время не исключает возможности добровольного страхования жилья.
Согласно ст. 21 ЖК РФ в целях гарантирования возмещения убытков, связанных с утратой или повреждением жилых помещений, может осуществляться страхование жилых помещений в соответствии с законодательством. Поскольку специального федерального закона о страховании жилых помещений в настоящее время нет, постольку правовая основа страхования базируется на следующих нормативных правовых актах:
- Жилищный кодекс Российской Федерации:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28 апреля 1997 г. N 425;
- Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. N 4015;
- постановление Правительства Российской Федерации "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации" от 22 ноября 1996 г. N 1387.
В соответствии с нормами ГК РФ в случае повреждения жилого помещения, находящегося в собственности, имущественные потери должны компенсироваться собственником жилого помещения. Обслуживание и ремонт жилых зданий и занимаемых по договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производятся за счет бюджетных средств, а домов и квартир государственного жилищного фонда - за счет средств предприятий и учреждений, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении они находятся. В то же время ранее на практике правоотношения между нанимателями жилищного фонда и органами власти отличались тем, что в соответствии с нормами ЖК РСФСР граждане, жилище которых стало непригодным для проживания в результате стихийных бедствий, имели право на внеочередное предоставление другого жилья взамен утраченного. Исполнительные власти на местах, принимая решения о предоставлении пострадавшим гражданам для переселения муниципальной жилой площади взамен утраченной, вынуждены отвлекать существенные средства из бюджета на восстановление жилья, пострадавшего в результате пожаров и различного рода аварий. Таким образом, потребность в страховой защите уже реально сформировалась как со стороны администрации, так и со стороны собственников, нанимателей жилья.
Дубовые двери из массива дуба woodcort.ru.