Характеристика земельных отношений и методы их правового регулирования
Примером обязанности совершать определенное действие могут служить положения ст. 53 ЗК, предусматривающие следующие обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов: эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель; своевременно вносить земельный налог или арендную плату и др.
В то же время земельное законодательство предусматривает обязанности в виде запрета — не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.
Регулирование земельных отношений путем установления определенного сочетания прав и обязанностей возможно лишь при добровольном исполнении земельно-правовых норм. В случае их нарушения применяются методы государственного принуждения с тем, чтобы привести земельные отношения в соответствие с моделью поведения, закрепленной в норме права. Государственное принуждение к соблюдению норм земельного законодательства выражается в привлечении к ответственности правонарушителей либо в принудительном приведении общественных отношений в состояние, соответствующее требованиям права. Например, согласно ст. 54 ЗК нарушенные земельные права подлежат восстановлению, а причиненные убытки — возмещению в полном объеме.
Земельное законодательство устанавливает также определенную иерархию соотношения прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Это соотношение выражено в определении сфер применения таких классических методов правового регулирования, как императивный и диспозитивный методы.
Так, в области управления использованием и охраной земель подавляющее число отношений основано по типу: управомоченный орган государственной власти — обязанный собственник или лицо, использующее земельный участок на ином основании. В этой сфере преимущественно применяется императивный метод, т.е. метод власти и подчинения. Например, для ведения государственного земельного кадастра собственники земли и иные лица, использующие землю, обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать юридическим лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства и т.д.
Иная картина наблюдается в области регулирования взаимоотношений собственников земельных участков между собой по поводу использования земли. Все собственники земли, использующие землю в тех или иных целях, равны между собой. Они обладают равными и всеми необходимыми правами по обеспечению рационального использования земли. В этой сфере земельных отношений доминирует диспозитивный метод регулирования. Его сущность состоит в том, что собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продать его, подарить, сдать в аренду или заложить. Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах урегулировать взаимоотношения друг с другом: например, путем установления сервитутов, т.е. применяя методы частноправового регулирования земельных отношений.