Сервитут в земельном праве
В соответствии со ст. 21 ЛК РФ граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено лесным законодательством. Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений. Предусмотрено также, что положения гражданского, земельного и иного законодательства применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ЛК РФ.
Содержание понятия «лесной сервитут» подразумевает право ограниченного пользования объектом лесных отношений, т.е. землями лесного фонда и лесом. Это весьма специфический вид сервитутов, закрепленный в ЛК по аналогии с водными сервитутами.
Понятие «лесной сервитут», как, впрочем, и «водный сервитут», не совпадают с классическим понятием «сервитут». Отличительным признаком сервитута является то, что сторонами в сервитутом правоотношении предстают собственники, или лица, имеющие вещные права на недвижимое имущество.
ЛК РФ внес существенные коррективы в содержание понятия сервитута, сформировавшееся со времен римского частного права. Так, когда речь идет о публичном лесном сервитуте, то одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов — Российская Федерация, а с другой — неограниченный круг граждан, не являющихся собственниками, осуществляющих право общего лесопользования. Что касается частного лесного сервитута, то субъектами такого сервитутного правоотношения могут быть только лесопользователи-несобственники.
Лесной сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дополнительно к этим основаниям ЛК предусматривает возможность установления лесных сервитутов на основании административно-правовых актов: решений государственных органов и органов местного самоуправления. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления об установлении лесных сервитутов могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке.