Правовой режим земель крестьянских хозяйств
В настоящее время в данный фонд включаются участки, права на которые прекращены по основаниям, предусмотренным законодательством. Кроме того, в фонд перераспределения включаются участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. Земли фонда перераспределения предоставляются крестьянским хозяйствам, образованным в первую очередь гражданами, не являющимися членами колхозов или работниками других сельскохозяйственных предприятий.
Лицо, желающее вести крестьянское хозяйство, может претендовать на земельный участок лишь в том случае, если оно удовлетворяет требованиям, установленным в ст. 4 Закона «О крестьянском хозяйстве». Это лицо должно быть дееспособным гражданином Российской Федерации, достигшим 18 лет и имеющим опыт работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственную квалификацию либо прошедшим специальную подготовку.
Чтобы получить землю для организации крестьянского хозяйства, его будущий глава подает в районную администрацию по месту расположения земельного участка заявление с необходимыми обоснованиями. Такое заявление должно быть рассмотрено в месячный срок. Отказ в получении участка может быть обжалован в суд.
При наличии нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Право выбора на конкурсной основе претендента на создание крестьянского хозяйства принадлежит органу местной администрации, в ведении которой находится земельный участок. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства разрешаются в судебном порядке.
Постановлением Правительства РФ 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» было утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. В Положении определены условия выхода работников из таких предприятий со своими земельным и имущественным паями в натуре.
Однако для отдельных сельскохозяйственных предприятий применяются особые условия реорганизации и приватизации. Эти особые условия обусловлены необходимостью сохранения их прежней специализации, функций и определения порядка использования государственной собственности. Речь идет о государственных племенных и конных заводах, государственных конюшнях, ипподромах, селекционно-гибридных центрах и др.