Право публичной собственности на землю и иные природные ресурсы
сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов.
Таким образом, в отношении природных ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ осуществляет не право собственности, а суверенные права и юрисдикцию. Соответственно в отношении этих природных ресурсов не встает вопроса о разграничении права собственности на них Российской Федерации и субъектов РФ.
Что касается других природных ресурсов, то здесь дело обстоит сложнее. Согласно Федеративному договору статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно п. «г» ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Статья 214 ГК в принципе закрепила возможность отнесения земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ.
Первая попытка определить правовые критерии выделения федеральных природных ресурсов была предпринята в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах». В основу разграничения государственной собственности на природные ресурсы Указом был заложен критерий их общегосударственного значения.
К федеральным природным ресурсам Указом отнесены земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; виды растений и животных, занесенные в Красную Книгу Российской Федерации и др., а также иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.
Принципы разграничения государственной собственности на природные ресурсы получили развитие в законодательстве о природных ресурсах. Например, в Федеральном законе от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» провозглашается право государственной собственности на природные лечебные ресурсы. Эти ресурсы могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации либо субъектам РФ. Отнесение лечебных природных ресурсов к соответствующему виду собственности зависит от того, какое значение имеет курорт или лечебно-оздоровительная местность: федеральное или региональное.