Понятие и классификация источников земельного права
Понятие источника земельного права. Характеристика источников земельного права основана на представлениях о понятии источников права, разработанных наукой теории права, и на применении этих представлений к сфере земельного права.
Понятие «источник права» возникло более чем две тысячи лет назад. Это выражение впервые использовал Тит Ливий, характеризуя законы XII таблиц как «fоns omnis publici privatique iuris», т.е. как источник всего публичного и частного римского права.
Нередко понятие «источник права» используется в смысле источника правовых норм, т.е. содержания права. В этом смысле данное понятие означает материальные условия развития общества, которые определяют содержание права, регулирующего общественные отношения.
Термин «источник права» может употребляться в качестве формы — способа выражения содержания соответствующей правовой нормы,. т.е. формы выражения права. В теории права под юридическими источниками или формами права понимаются официальные формы выражения и закрепления и соответственно изменения или отмены действующих правовых норм. Именно в этом аспекте рассматриваются источники земельного права, анализ которых приводится в настоящей главе.
Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны отвечать признакам, объективно присущим источнику права. Во-первых, они должны быть носителями государственно-властной силы. Во-вторых, эти правовые акты должны иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение. В-третьих, эти акты должны быть адресованы неопределенному числу субъектов. И наконец, правовые акты должны быть обязательны для исполнения всеми субъектами.
Источником земельного права является нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах установленной для него компетенции, который устанавливает, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы — юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.
Правовые нормативные акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на нормативные акты федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По горизонтали эти правовые нормативные акты подразделяются на законы и иные правовые нормативные акты.