Международный договор Российской Федерации как источник земельного права
Международные договоры могут являться основой для установления режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях. В качестве примера можно привести Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным обраазом в качестве местообитаний водоплавающих птиц и Протокол об изменении Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В Конвенции дается определение водно-болотных угодий. Это — районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов — естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров. Каждое государство — участник Конвенции определяет подходящие водно-болотные угодья на своей территории, которые включаются в Список водно-болотных угодий международного значения, и способствует охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц посредством создания природных резерватов.
Нередко предметом международных договоров является регулирование вопросов использования земельных участков дипломатическими представительствами. Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти г. Москвы предоставляют в установленном законом порядке дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения и т.д. Основным титулом прав на землю в г. Москве является аренда. Поэтому использование земельных участков дипломатическими представительствами в г. Москве должно осуществляться на основании договора аренды. Однако существует иная практика. Обычно в международных договорах предусматривается, что здания, сооружения, а также земельные участки, на которых они расположены, предоставляются дипломатическим представительствам государств, заключившим такой договор, на взаимно безвозмездной основе. В случае заключения договора его нормы имеют приоритет над нормами национального законодательства.
В некоторых случаях на основании международного договора используются земельные участки, находящиеся на территории зарубежного государства. Примером может служить Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан. В Договоре определяется понятие «объекты космодрома «Байконур» — технические, стартовые, посадочный и измерительный комплексы, объекты поисково-спасательной службы, хранилища, заправочно-нейтрализационные станции, сооружения, жилые, административные здания и служебные помещения, объекты социальной сферы, иные элементы этих комплексов и служб, а также другие объекты с соответствующим имуществом, земельными участками и необходимыми санитарно-защитными зонами, включая земельные участки, отведенные под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, расположенные на территории Республики Казахстан.