Государственное управление в области использования лесного фонда
Основная цель ведения лесного мониторинга — информационное обеспечение органов управления лесным хозяйством оперативной и точной информацией о состоянии и происходящих изменениях в лесном фонде России для сохранения устойчивого развития лесного сектора экономики.
Лесной мониторинг осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном, локальном. Основным структурным звеном осуществления лесного мониторинга являются лесничество и лесхоз.
Лесоустройство. Согласно ст. 72 ЛК лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляются:
определение в действующем порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов, национальных парков, государственных природных заповедников;
выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда;
инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного составов лесов, их состояния, а также определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов;
выявление участков лесного фонда, нуждающихся в рубках главного и промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения.
обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности лесов первой группы, подготовка предложений о переводе лесов из одной группы или категории защитности лесов первой группы в другую группу или категорию, перевод не покрытых лесом земель в покрытые лесом земли, нелесных земель — в лесные земли;
определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования и т.д.
Термин «лесоустройство» в современном законодательстве охватывает как непосредственную организацию ведения лесного хозяйства, так и связанную с ним организацию земельной территории, т.е. земель лесного фонда.
При лесоустройстве лесного фонда составляются лесоустроительные проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и ведения лесного хозяйства. Лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемом Рослесхозом, и являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования и прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ.