Феодальное поземельное право в период IX—XVIII вв
После принятия в Х в. христианства как государственной религии значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. На Руси складываются церковные организации и церковная юрисдикция. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда. Над некоторыми группами населения церковный суд устанавливался по определенным категориям дел, а суд над населением церковных земель — по всем делам.
Одновременно существовало общинное владение землей. Частной поземельной собственности в этот период не существовало. Крестьяне-общинники сообща владели землей, принадлежащей общине. Все совершеннолетние мужчины, входившие в состав общины, имели равное право на участок пахотной земли. Периодически происходил передел этой земли. В общем пользовании находились сенокосы, выгоны и леса. Все вопросы о способах, сроках передела земли и пользовании общинной землей решались общим собранием — миром.
Русская Правда — первый русский писаный памятник обычного права. В ней закреплялось «кулачное право», т.е. право сильного, право господина. Это право было связанно с феодальной собственностью на землю, оно определяло политические права феодала, его права в отношении феодально-зависимого населения. Специальных статей о праве собственности на землю в Русской Правде не было. Однако охране права собственности уделялось много внимания. Так, за перепахивание межы устанавливался очень крупный штраф — 12 гривен. Суровые наказания вводились за незаконное пользование чужим имуществом, порчу межевых знаков. В Пространной редакции Русской Правды, связанной с именем Владимира Мономаха, предусматривался особый порядок наследования недвижимости. Такие привилегии имели лица, именовавшиеся в Русской Правде как князья, бояре, князьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.
Период феодальной раздробленности. В XII в. Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества. Образовались три основных политических центра: Новгородско-Псковская, Владимирская и Галицко-Волынская земли.
В Новгородской и Псковской феодальных аристократических республиках самыми крупными землевладельцами были высшее духовенство, монастыри и церкви. Церкви и монастыри владели деревнями, пригородными землями, рыбными угодьями. Монастыри владели землями на основании жалованных грамот, которые выдавались им Великим Новгородом. К числу землевладельцев относились также средние феодалы, они назывались «житьи люди». Существовали и мелкие землевладельцы — своеземцы, имевшие небольшие участки земли и обрабатывавшие их своим трудом.
Новгородское вече приглашало или избирало князей. Права князя определялись договором с городом. Князь не имел права приобретать земли в Новгороде, не имел права отнимать по своему усмотрению земли у их владельцев и не мог раздавать земли новгородских волостей. Для того чтобы содержать двор, князю выделялись земельные угодья обычно в Новом Торжке и на Волоке.
Одним из источников права в этом регионе была Псковская судная грамота. В этом документе предусматривалось подразделение имущества на недвижимое и движимое. Право собственности на земли, лес, двор, рыбное угодье отличалось от права собственности на движимое имущество. Различались два вида землевладения: наследственное — «вотчина» и условное — «кормля».