Значение общих принципов, договоров и обычаев в экологическом праве
К источникам экологического права начинают относиться общие принципы права, нормативные договоры и некоторые обладающие юридической силой обычаи. Признание этих феноменов источниками права является для России делом сравнительно новым и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения, хотя на практике еще не приобрело того значения, которое им придается в праве и которое они имеют в ряде других стран.
Общие принципы права Отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, ст. 38 Статута Международного Суда предусматривает: суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.
В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Понятно, что такая норма, установленная в 1993 г., вызывает многочисленные дискуссии: что считать общепризнанным принципом? Кем он должен быть признан? Какова его формулировка и степень обязательности? Большинство юристов считает, что к таким принципам относятся, например, такие положения, как "специальный закон отменяет действие общего закона" или "позднейшим законом отменяется более ранний".
Однако общие принципы права постепенно завоевывают свою нишу в российском праве. Согласно ст. 6 ГК РФ при невозможности использования аналогии закона, т. е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Правда, судебная практика постоянно сталкивается с трудностями различного понимания и толкования этих понятий различными лицами и инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями.
Нормативный договор как форма реализации компетенции
Соглашения между различными - субъектами права могут содержать правовые нормы: устанавливать не только права и обязанности сторон, но и общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники экологических отношений.
В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и большинством субъектов Федерации, и во всех присутствуют нормы по экологическим вопросам, и это неудивительно, так как Конституцией РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Такие соглашения носят порой довольно общий характер, так как и наукой и практикой до конца не определены принципы и границы "совместной компетенции": здесь предстоит накопление опыта и выработка цивилизованных отношений. По соглашениям Правительство РФ вправе передавать исполнительным органам субъектов Российской Федерации осуществление части своих полномочий и, наоборот, на основании соглашений возможно и обратное перераспределение функций исполнительных органов.