Референдумы об охране окружающей среды
В средствах массовой информации была развернута агитация за и против проведения референдума. Неправительственные экологические организации и общественность провели активную кампанию с пропагандой референдума, работники горно-химического комбината доказывали безвредность подземного захоронения жидких радиоактивных отходов, экономическую выгоду предлагаемого способа переработки ОЯТ. Рассматривалось обращение Железногорского городского совета с обоснованием строительства завода РТ-2 и предлагалось получить сначала проект, выяснить, в чем конкретно выражается вред переработки ОЯТ. Президиум краевого научного совета считал проведение референдума преждевременным ввиду отсутствия государственной экологической экспертизы проекта. Наконец, Законодательное Собрание Красноярского края постановило отклонить инициативу о назначении референдума в предлагаемой редакции в связи с нарушением Закона края "О краевом референдуме".
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе группы граждан о признании недействительным указанного постановления Законодательного Собрания. Истцы полагали, что постановлением нарушены предоставленные гражданам Конституцией и Законом об охране окружающей природной среды права на участие в референдумах. В п. "д." ч. 1 ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Суд отказал в удовлетворении жалобы, поскольку в п. "и" ст. 71 Конституции РФ указано, что в ведении России находятся ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы. Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" полномочиями по решению вопросов управления ядерными установками, в том числе вопросов их проектирования, сооружения, эксплуатации, приостановления или прекращения их сооружения наделено Правительство РФ. Применение Закона об охране окружающей природной среды в части запрета субъектом Российской Федерации строительства объекта ядерной энергетики явилось бы нарушением ст. 71 Конституции РФ. Проект предложенного на референдум закона не входит в компетенцию края как субъекта Федерации.
Общественностью отмечаются следующие просчеты в организации Красноярского референдума: недостаточная связь экологов с населением; плохой контакт с юристами; отсутствие взаимодействия с вузовской и научной общественностью; слабое использование СМИ; ненадлежащая работа с депутатами; отсутствие координации с Государственной Думой РФ и Госкомэкологии; не проведение общественной экологической экспертизы ТЭО; неучастие общественников в государственной экологической экспертизе; не выдвижение вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в захоронении радиоактивных отходов без соответствующего разрешения.
По вопросу строительства АЭС состоялся референдум в Костромской области. Участие в голосовании приняло 57% избирателей, из них 87% сказали "нет" строительству Костромской АЭС, 11% проголосовали "за". Опыт подготовки и проведения референдума по объектам, затрагивающим экологические интересы населения, заслуживает рассмотрения.