Природоохранные органы
Охрана окружающей среды является задачей всех государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан, иностранных и отечественных юридических лиц, лиц без гражданства. Однако для обеспечения экологической безопасности необходимо создание и функционирование природоохранных органов, которые постоянно находятся в поиске и претерпевают в 90-х гг. перманентную реорганизацию.
Реорганизация экологического управления
Современная система природоохранных органов в Российской Федерации исходит, прежде всего, из понятия специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, данного в ст. 7 и др. Закона РФ об охране окружающей природной среды. К ним относятся как органы общей экологической компетенции, так и органы по регулированию использования и охраны отдельных природных ресурсов.
В соответствии с Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г., в соответствии со ст. 112 Конституции РФ образованы Министерство природных ресурсов и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды на базе упраздненных Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр.
Этим Указом Правительству РФ поручено обеспечить упорядочение состава территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Особое внимание при этом уделить исключению дублирования федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, более четкому разграничению их функций и полномочий. Правительству РФ поручено установить функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточнить положения о действующих органах в установленных сферах ведения в условиях углубления экономических реформ, перехода к рыночным методам управления.
В соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. Президент РФ в целях определения рациональной структуры федеральных органов исполнительной власти и в соответствии со ст. 112 Конституции РФ установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.
Установлено, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти с разрешения Правительства РФ для осуществления полномочий указанных органов в регионах. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей осуществляются после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Содержание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление, кроме территориальных органов федеральных органов, финансируемых по другим статьям бюджета.
В соответствии с Указами Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176 и № 1177 Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда.