Принятие экологических решений и контроль за их выполнением
Собственных правовых рычагов у общественности на этой стадии не так уж и много, поэтому надо использовать возможности должностных лиц государственного экологического контроля, знать их, подключаться к их деятельности, имея в виду, что они специально уполномочены государством и обществом на обеспечение охраны окружающей среды.
Конструктивно настроенные и работающие граждане встречают, как правило, понимание у государственных контролеров и получают нередко возможность участвовать вместе с ними в проверках. Однако так получается не всегда, и ценность открытого гражданского общества в том и заключается, что его члены могут осуществлять свою деятельность, в том числе контрольную, параллельно, независимо от государственных органов. Главное в общественном контроле – создание общественного мнения, обстановки нетерпимости к нарушителям экологического законодательства, экологических прав.
Граждане и общественные объединения имеют право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. Таким образом, общественности принадлежит весомая роль в выполнении экологических решений.
Общественный контроль за государственными экологическими фондами
Новым и вызывающим интерес явлением природоохранной практики являются государственные экологические фонды. Законодательная база экологических фондов определяется ст. 7, 17 и 21 Закона РФ об охране окружающей природной среды. Ими устанавливаются: создание единой системы внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющей федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды; средства образования фондов; зачисление средств экологических фондов на специальные счета учреждений банков и распределение на реализацию природоохранных мероприятий местного, республиканского, краевого, областного, федерального значения; запрещение расходования средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.
Вопросы экологических фондов регулируются постановлением Правительства РФ "О федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации" от 29 июня 1992 г.; приказом министра охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 13 июля 1992 г. о мерах по выполнению указанного постановления Правительства; Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденным Минприроды, Минфином, Минюстом РФ; Порядком перечисления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденным Минприроды, Минфином, Госналогслужбой РФ; постановлением Госкомстата РФ "Об утверждении государственной статистической отчетности о поступлении и расходовании средств экологических фондов и инструкции по ее составлению" от 18 января 1993 г.