Правоохранительная практика в экологическом праве
Органами государственного геологического контроля выявлено неплатежей за пользование недрами на сумму 456 млрд. руб., неплатежей на производство минерально-сырьевой базы – на 586 млрд. руб.
Охрана рыбных запасов
Выявлено за год 164 тыс. нарушений рыбоохранного законодательства, из них связанных с незаконным выловом рыбы – 143 тыс. Наложено штрафов на сумму 17 млрд. руб., предъявлено исков по возмещению ущерба от незаконного вылова рыбы на сумму 67 млрд. руб., конфисковано рыбы на сумму 5 млрд. руб. С участием общественности выявлено 40% правонарушений. Большое место занимает профилактика: опубликовано 6 тыс. статей по рыбоохраной тематике, проведено 3 тыс. выступлений по радио и 937 – по телевидению.
На внутренних водоемах возрастает неповиновение требованиям "государственных инспекторов рыбоохраны, учащается обстрел рыбоохранных судов и помещений органов рыбоохраны. При исполнении служебных обязанностей по охране рыбных запасов погибли 14 государственных инспекторов рыбоохраны.
Осуществлялся контроль за охраной живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Проверено 7 тыс. российских и иностранных судов, выявлено 1500 нарушений рыбоохранного законодательства, наложено штрафов, предъявлено исков по возмещению причиненного ущерба и конфисковано орудий лова и продукции на сумму 16 млрд. руб. и 2 млн. долл. США.
Прокурорский надзор
Органами прокуратуры за год выявлено 19 тыс. нарушений экологического законодательства, в том числе более 2 тыс. незаконных правовых актов, принесено 1672 протеста. В связи с нарушениями экологического законодательства внесено 6 тыс. представлений об устранении выявленных нарушений. По представлениям прокуроров 2764 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 996 лиц – к материальной ответственности и 3451 лицо – к административной ответственности.
Растет количество ведомственных правовых актов в области экологии, в том числе противоречащих действующему законодательству. В 1991 г. незаконных правовых актов было выявлено 690; в 1992 г. – 1915; в 1993 г. – 1376; в 1994 г. – 2112; в 1995 г. – 2234; в 1996 г. – 2122.
В нормативных актах Бурятии, Карелии, Коми, Марий Эл и Удмуртии лесные ресурсы отнесены к ведению и собственности этих республик. Татарстан, Башкортостан и Саха, пользуясь несовершенством федерального законодательства, а иногда и путем его прямого нарушения, постарались в своих законах обеспечить себе максимум суверенитета в части использования нефти, золота, алмазов. В результате этого вопросы неистощимого использования лесных и минерально-сырьевых ресурсов на территории этих республик оказались вне юрисдикции федеральных органов власти и управления.