Лесное законодательство России
Основополагающие нормы лесного права содержит Лесной кодекс Российской Федерации 1997 г., заменивший Основы лесного законодательства РФ 1993 г. В нем предусматривается немало природоохранных требований, входящих во вторую – составную часть экологического права.
Развитие понятия леса
Базируясь на конституционных нормах, ЛК РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. При этом регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Такое понимание леса сложилось не сразу и имеет длительную историю развития. До XVII в. лес рассматривался, в том числе в Уложении Алексея Михайловича, прежде всего как способ бортничества, охоты, заграждения от набегов врагов. В XVIII в., при Петре I и Екатерине, лесу придается значение корабельного материала строительства российского флота. В XIX и XX вв. учреждаются и функционируют государственные органы управления лесом, который становится средством извлечения прибыли: в 1913 г. лесная отрасль давала 2% государственного бюджета.
Лесным кодексом РСФСР 1923 г. устанавливались новые отношения в области лесопользования. Экспорт лесной продукции давал значительные средства для индустриализации и обеспечения независимости страны. Плановое ведение лесного хозяйства, его централизация, наряду с крайностями и недостатками, позволили наладить надлежащую государственную охрану лесных ресурсов, реализовать полезащитные и водоохранные свойства лесов, бороться с пожарами и вредителями лесов, в значительной мере обеспечивать воспроизводство лесов, снабжать древесиной малолесные районы страны, занимающей одну шестую часть суши.
Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и принятый вслед за ними Лесной кодекс РСФСР закрепили исключительную собственность государства на леса и предоставление их только в пользование, "оторвали" регулирование лесных отношений от регулирования земельных, водных и горных отношений, что было изменено упомянутыми Основами 1993 г.
Размежевание отраслей природоресурсного и других отраслей права
Природоресурсное право, являясь частью экологического права, делится, в свою очередь, также на отрасли, взаимодействие которых может быть рассмотрено на примере лесного права. В этом направлении ЛК РФ делает значительный шаг вперед, увязывая и размежевывая действие соответствующих отраслей права: