Договорные формы в экологическом праве
Получают распространение договорные формы организации экологического управления. В условиях установления платности использования природных ресурсов и перехода к рыночным отношениям эта форма представляется перспективной, хотя внедряется и реализуется с трудом, особенно в области управления, в сфере отношений между субъектом Федерации и городом – муниципальным образованием.
В Краснодарском крае составлен и реализуется Договор Краснодарского края и г. Краснодара "О разграничении полномочий между органами государственной власти Краснодарского края и органами самоуправления города Краснодара", который подписан представителями администрации Краснодарского края и местного самоуправления г. Краснодара. Договор определяет полномочия краевых органов государственной власти и органов самоуправления г. Краснодара, а также совместные полномочия сторон, осуществляемые ими в пределах территории г. Краснодара.
Экологическая компетенция края
Органы государственной власти Краснодарского края самостоятельно или совместно с органами Российской Федерации осуществляют следующие полномочия: обеспечивают защиту прав и свобод человека и гражданина; осуществляют правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды и природопользования; решают вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, а также государственными предприятиями, организациями, объектами и недвижимым государственным имуществом, расположенными на территории Краснодарского края, являющимися исключительным достоянием и собственностью Краснодарского края; выдают самостоятельно или через уполномоченные организации либо согласовывают выдаваемые федеральными органами лицензии.
Согласно Конституции РФ и заключенному договору краем совместно с органами Российской Федерации осуществляются: защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности, режима приграничных зон; образование фондов регионального развития; координация формирования бюджетов различных уровней и отчисление от доходов; координация деятельности по вопросам геодезии, метеорологической службы, исчисления времени; создание общих фондов для финансирования совместных программ, ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф на основе взаимных соглашений.
К совместному ведению также относятся оценка в соответствии с международными стандартами состояния качества природной среды, осуществление мер по ее стабилизации и восстановлению; обеспечение экологической безопасности, координация действий в области использования земельных, водных и других природных ресурсов; предотвращение экологических катастроф; вопросы особо охраняемых природных территорий; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; вопросы совместного использования земли, недр, водных и других природных ресурсов.