Роль начальника следственного отдела
Успех взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью во многом зависит от правильного руководства взаимодействием со стороны руководителя органа внутренних дел, начальника следственного отдела и начальника органа дознания.
Начальник следственного отдела осуществляет ведомственный процессуальный контроль за правильностью, законностью взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью. Он принимает необходимые меры к поддержанию взаимодействия следователя с органами дознания на должном уровне, участвует в подборе общественных помощников следователей, оформлении их. Начальник следственного отдела анализирует состояние указанного вида деятельности, выявляет положительные и отрицательные тенденции, обеспечивая всемерное распространение первых и устранение вторых. В необходимых случаях принимает участие в обсуждении данных, полученных оперативным путем, а также в мероприятиях по их реализации. Начальник следственного отдела оказывает методическую помощь следователю в организации взаимодействия с органами дознания и общественностью, использовании наиболее рациональных способов и средств привлечения общественности к участию в расследовании.
Начальники органов внутренних дел призваны обеспечить эффективное взаимодействие следователей с органами дознания, а также общественностью по каждому уголовному делу. Они несут полную ответственность за правильную организацию взаимодействия. В этих целях руководители органов внутренних дел способствуют деловому сотрудничеству различных служб, установлению необходимых контактов с общественностью. Они следят за тем, чтобы, с одной стороны, следователи не перелагали своей работы на органы дознания, а с другой — чтобы органы дознания не превышали своих полномочий, не вмешивались в деятельность следователей. Министры внутренних дел, начальники управлений внутренних дел краев и областей, начальники органов внутренних дел на транспорте и начальники горрайорганов внутренних дел организуют планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий аппаратами следствия и дознания по преступлениям, представляющим большую общественную опасность и сложность для раскрытия, принимают необходимые меры к реализации намеченных поручений и указаний следователей. Руководители органов внутренних дел в силу своего должностного положения имеют большие возможности в организации использования для раскрытия преступления средств массовой информации, мобилизации большого числа людей для производства отдельных видов следственных действий по приостановленному уголовному делу, осуществляемых в розыскных целях.
Несмотря на то что большая часть обвиняемых, скрывавшихся от следствия, своевременно разыскивается и привлекается к уголовной ответственности, руководителям органов внутренних дел известно, что в розыскной работе следственных и оперативных аппаратов имеются некоторые недостатки.
Не всегда в случаях избрания меры пресечения, не связанной с лишением свободы, об этом информируются участковые инспекторы, отделы кадров по месту работы обвиняемого, паспортные столы, военкоматы. В ныне существующей системе учета преступления, совершенные лицами, скрывшимися от следствия, почему-то считаются раскрытыми. Это приводит к тому, что работники органов дознания нередко самоустраняются от осуществления необходимых мероприятий по розыску скрывшихся обвиняемых. Представляется, что данная система нуждается в некотором изменении. До тех пор, пока по делу ведется следствие, его нельзя считать раскрытым, даже если кому-нибудь из подозреваемых избрана мера пресечения или предъявлено обвинение. Преступление должно считаться нераскрытым и в том случае, когда следствие по делу приостановлено на основании п. 1 и 3 ч. 1 ст. 195 УПК.