Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство
В случае несогласия с вынесенным в суде решением, в том числе и с приговором, не вступившим в законную силу, прокурор вправе в пределах своей компетентности принести на них протест в вышестоящий суд. Кроме того, полномочный прокурор вправе опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу в надзорном порядке. Прокурор, участвующий в стадиях кассационного и надзорного производства, поддерживает протест и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности пересматриваемого решения.
Сходными полномочиями прокурор обладает и в стадии возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Органы предварительного расследования. Уголовно-процессуальным законом предусмотрены две основные формы расследования: дознание и предварительное следствие. Кроме того, по делам, перечисленным в ст. 414 УПК, применяется протокольная форма досудебной подготовки материалов.
Предварительное следствие — основная форма расследования уголовных дел. Оно производится следователями прокуратуры, а, также следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности и следователями федеральных органов налоговой полиции. При этом следователи прокуратуры могут производить предварительное следствие не только по делам, отнесенным законом к их компетенции, но по любым иным делам, которые передаются им соответствующим прокурором.
В законе органами предварительного следствия названы не учреждения, а должностные лица. Этим подчеркивается, что производство предварительного следствия — исключительная функция следователей названных ведомств. Прокурор в соответствии со ст. 31 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” и п. 5 ст. 211 УПК, а также начальник следственного подразделения в силу ч. 2 ст. 1271 УПК имеют право лично производить отдельные следственные действия или осуществлять в полном объеме расследование по конкретным делам. В последнем случае они выступают в роли следователей и пользуются их полномочиями.
Принадлежность следователя к тому или иному ведомству не влияет на его процессуальное положение. Закон наделяет всех следователей одинаковым объемом процессуальных полномочий.
Являясь самостоятельным субъектом расследования, следователь руководствуется внутренним убеждением и требованием закона при исследовании обстоятельств дела, самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и о производстве процессуальных действий и несет полную ответственность за их своевременное и законное проведение.