Формы предварительного расследования
Предварительное расследование имеет две самостоятельные формы: дознание и предварительное следствие.
Дознание является первичной формой расследования для дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, и основной формой расследования для несложных дел, по которым производство предварительного следствия необязательно. Дознание отличается от предварительного следствия органами, производящими расследование, их функциями, подследственностыо, процессуальным режимом, степенью процессуальной самостоятельности и кругом полномочий лиц, производящих дознание.
Характерной чертой дознания является сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер при выполнении задач расследования.
Если для органов предварительного следствия расследование является единственной функцией, то для органов дознания расследование — лишь одна из функций определенных органов или должностных лиц.
Если при производстве предварительного следствия субъектом расследования является следователь, то при производстве дознания в этом качестве наряду с лицом, непосредственно производящим дознание, выступает орган дознания. Закон возлагает обязанности по возбуждению уголовного дела, принятию необходимых оперативно-розыскных мер, проведению неотложных следственных действий именно на орган дознания. В силу этого лицо, производящее дознание, хотя и выполняет, как и следователь, функцию расследования, но не обладает такой же процессуальной самостоятельностью и принимает все основные решения по делу с согласия начальника органа дознания. Вместе с тем при исполнении этих решений лицо, производящее дознание, руководствуется в своих действиях общими условиями производства предварительного расследования и действует в строгом соответствии с нормами и правилами, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством.
В ряде случаев закон упоминает в качестве субъекта расследования непосредственно лицо, производящее дознание. Однако начальнику органа дознания принадлежит право поручать отдельные действия иным сотрудникам, привлекать оперативных работников к исследованию обстоятельств дела, заменять лицо, производящее дознание, и т.п.
Ни орган дознания, ни лицо, производящее дознание, не пользуются предусмотренным правом направить дело при несогласии с указаниями прокурора вышестоящему прокурору без исполнения указаний по принципиальным вопросам расследования. Все указания прокурора для органа дознания обязательны и подлежат немедленному исполнению. Это не исключает, разумеется, права лица, производящего дознание, обжаловать указания нижестоящего прокурора вышестоящему, не приостанавливая при этом их исполнения.
Отличается дознание от предварительного следствия и по характеру расследуемых дел. В настоящее время подавляющее большинство составов преступлений относится к компетенции органов дознания. В основном это не представляющие большой общественной опасности преступления. В пределах своей компетенции орган дознания вправе и обязан возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, однако в дальнейшем действия его зависят от подследственности дела.