Уголовно-исполнительное законодательство и право России
Значительное распространение получила ссылка на каторжные работы или на галеры, на строительство крепостей, гаваней и т.д.
Увеличилось применение публичных позорящих наказаний: прибитие имени на виселице, раздевание женщин донага и др.
Петровское законодательство расширяет виды наказаний, связанных с лишением свободы. Регламентом Главного Магистра 1721 г. предлагается устройство во всех городах смирительных домов «ради таких людей, которые суть непотребного жития и невоздержанного, расточительного, расточительны, рабы непотребные, которых уже никто в службу не приемлет, здоровые нищие и гуляки, которые не хотя трудится о своем пропитании, едят хлеб воотще, и сии им подобные».
При Петре I широкий размах получила практика лишения свободы, связанная с использованием труда заключенных на крепостных работах, впоследствии получивших название арестантских рот. Нуждаясь в огромном количестве рабочих рук для осуществления своих преобразовательных планов, правительство Петра использует преступников в качестве даровой рабочей силы, не требующей государственных затрат, а, напротив, представляющей широкие возможности для извлечения максимальной выгоды.
Несмотря на обилие видов наказаний и способов их исполнения, ни специальных учреждений по управлению исполнением всех видов уголовных наказаний, ни специализированного законодательства в этой сфере создано не было.
Большее внимание к решению этих проблем было проявлено во времена правления Екатерины II. В ходе проводимых ею реформ были образованы так называемые приказы общественного призрения, на которые в соответствии со ст. 390, 391 Учреждения по управлению губерниями Российской империи 1775 года возлагались функции исполнения лишения свободы в работных и смирительных домах.
Существенный вклад в идеологию создания пенитенциарного права внес проект Екатерины II об устройстве тюрем, который предусматривал совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания заключенных, определение правового статуса администрации тюрем. При разработке проекта был учтен опыт организации тюремного дела передовых европейских стран: предусматривалось раздельное содержание заключенных в зависимости от тяжести совершенного преступления, пола, вида наказания. В проекте были изложены требования к устройству тюрем, обеспечению режима, решались управленческие и кадровые вопросы.
Заложенные в этом проекте идеи значительно опережали время. Они оказались далеки от реальных возможностей России и потому не были реализованы. Спустя сто лет идеи проекта были востребованы и использованы в пенитенциарной науке и практике различных государств.