Участие общественности в исправлении осужденных к лишению свободы
Необходимо сразу отметить, что новое российское законодательство об исполнении уголовных наказаний в отличие от ранее действовавшего не использует термин «общественность».
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970г. в ст. 9 участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, закреплял в качестве одного из основных принципов исправительно-трудового законодательства и деятельность выше названных учреждений и органов.
Специальная глава ИТК РСФСР определяла основные субъекты общественности и организационно-правовые формы их участия в деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. К ним относились: наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, шефство трудовых коллективов и общественных организаций над ИТУ, советы общественности в воспитательно-трудовых колониях, общественные воспитатели осужденных несовершеннолетних и др. Задачи, порядок образования, организация работы, полномочия различных субъектов общественности определялись в соответствующих нормативных актах, например, в Положении о наблюдательных комиссиях.
Кроме того, ИТК РСФСР предусматривал возможность привлечения иных субъектов общественности, а также применения других, не предусмотренных законом форм участия общественности, отвечающих общим положениям и принципам исполнения наказания.
В период действия ИТК РСФСР 1970 г. был накоплен достаточно богатый опыт успешного участия общественности в деятельности органов, исполняющих наказания, в оказании воспитательного воздействия на осужденных. Следует также подчеркнуть, что российскому обществу присущи традиции благотворительности по отношению к местам лишения свободы. В 1819 г. в России было создано «Попечительное о тюрьмах общество», которое распространяло сферу своего действия на тюрьмы, полицейские места заключения и исправительные арестантские отделения. Общество ставило своей целью улучшение, как нравственного и физического состояния осужденных, так и мест заключения.
В последние годы ввиду сложных социально-экономических обстоятельств эффективность участия общественности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, существенно снизилась. Неэффективно работали наблюдательные комиссии, за редким исключением не осуществляется шефство трудовых коллективов над ИУ, не работает институт общественных воспитателей осужденных несовершеннолетних и т.д. Поэтому не случайно Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» признал утратившим силу с 1 июля 1997 г. «Положение о наблюдательных комиссиях». Другие нормативные акты, регламентирующие вопросы взаимодействия общественных объединений с учреждениями и органами, исполняющими наказания, закон обязал привести в соответствие с УИК РФ. Однако полезность и необходимость привлечения различных субъектов общественности к процессу исправления осужденных к лишению свободы, их содействие деятельности ИУ не вызывает сомнения. Тем более, что это рекомендуют и международно-правовые документы по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными. Так, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными подчеркивают, что «...общественные организации следует поэтому привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе».
Нормы УИК устанавливают определенные правовые основы и закрепляют гарантии участия общественности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.