Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания
Для большинства осужденных и прежде всего для тех, кто не собирается заниматься преступной деятельностью, освобождение от наказания, в особенности из мест лишения свободы, желанная цель и задача. И на первый взгляд, вполне логично ожидать от освобождаемых радостного настроения, состояния приподнятости, удовлетворенности. Однако на практике для них более характерно состояние тревожного ожидания, напряженности. Такое состояние у освобождаемых вполне объяснимо.
Освобождение не только восстанавливает у осужденного правовой статус свободного гражданина, но и влечет за собой существенное расширение его социальных ролей и функций, от выполнения которых он в связи с изоляцией от общества был отстранен, например, роли члена семьи со всеми ее обязанностями и заботами, члена трудового коллектива и т.д.
В процессе отбывания наказания осужденные лишаются необходимой для свободного человека самостоятельности в решении многих повседневных практических вопросов: распределение заработка и личного времени, заботы о питании и одежде и т.п. Поэтому у осужденных постепенно вырабатывается жизненная пассивность, мешающая им после освобождения адаптироваться к новым условиям жизни.
Поэтому не случайно законодатель закрепил некоторые нормы по оказанию помощи освобожденным от отбывания наказания в их социальной адаптации в открытом обществе. Прежде всего это касается трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
Социальная адаптация заключается в приспособлении освобожденного к новой социальной среде, следованию правилам, нормам, установкам, характерным для данной среды, приобретению навыков, позволяющих нормально жить в открытом обществе.
В некоторых ИУ для проведения работы по социальной адаптации осужденных создаются различные организационные формы, например, «Школы по подготовке осужденных к жизни на свободе».
Приказом начальника учреждения в школу зачисляются все осужденные, которым до освобождения остается 3-5 месяцев. Занятия в школе являются обязательными для всех зачисленных в нее осужденных. Учеба проводится по группам или потокам в нерабочее время по особому расписанию. Начальником колонии утверждается программа занятий, которая включает в себя несколько циклов: правовой, психолого-педагогический, воспитательный. Каждый цикл завершается итоговым собеседованием. В работе школы предусмотрены встречи с работниками правоохранительных органов, представителями органов власти, местной администрации, учреждений, предприятий, вузов. После окончания школы с каждым освобождаемым проводится собеседование. Важнейшим условием успешной социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, является их трудовое и бытовое устройство.