Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права
Постановлением Правительства «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы» от 8 июля 1997 г. конкретизируются положения ст. 99 УИК.
Кроме указанных, необходимо назвать очень важное для улучшения деятельности исправительных учреждений постановление Правительства РФ от 13 августа 1996г. «О федеральной целевой программе содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 г.»
Ведомственные нормативные акты. В Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г., было закреплено, что МВД обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовных наказаний; организует содержание, охрану, этапирование и конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, взаимодействует с государственными органами в организации работы по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание, а также утративших социально полезные связи.
Для выполнения поставленных задач Министерство принимает ведомственные нормативные акты: приказы, постановления, инструкции и др. Так, основным нормативным актом, регулирующим порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы, являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, принимаемые МВД Российской Федерации.
В отдельных случаях уголовно-исполнительные нормы могут содержаться и в нормативных актах других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также в совместных постановлениях и распоряжениях МВД и других министерств и ведомств. Так, МВД РФ, Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты населения РФ разработали и приняли Инструкцию по организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы.
Статья 71 Конституции РФ установила, что Уголовно-исполнительное Законодательство находится в ведении Российской Федерации. В соответствии с этим органы власти и управления субъектов Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы уголовно-исполнительного права.
Акты Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Эти акты сами по себе источником права не являются, поскольку деятельность судов - ненормотворческая. Однако высшие судебные органы призваны обеспечивать единство в правоприменительной деятельности и осуществлять надзор за применением законов нижестоящими судами. Поэтому их постановления и определения по конкретным делам, их обобщения практики должны учитываться. В определенной степени эти акты призваны восполнять пробелы в законодательстве и обеспечивать единство в принятии решений и соответствие их закону. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 25 октября 1996 г. на основе обобщения судебной практики дал ряд важных разъяснений и указаний по применению наказания в виде лишения свободы с учетом сложившейся в стране криминогенной обстановки.