Понятие и правовое регулирование основных средств исправления осужденных
Среди основных средств исправительного воздействия законодатель не случайно поставил на первое место режим. Под режимом понимается урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исправление осужденного и подготовку его к жизни в обществе. Режим призван выполнять различные функции. Во-первых, поскольку режим есть порядок исполнения наказания, то прежде всего в нем сосредоточено содержание того или иного вида наказания. Он включает в себя весь комплекс правоограничений и лишений для осужденных, свойственных данному виду наказания, т.е. режим содержит в себе элементы кары и несет карательную функцию.
Режиму свойственны также воспитательная и обеспечивающая функции. Реализуя кару, требования режима вынуждают осужденного соблюдать правила внутреннего распорядка, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение. В этом проявляется воспитывающая сущность режима.
Кроме того, установление определенного порядка при исполнении наказания служит задаче управления людьми, находящимися в специальном учреждении и подвергающимися в этой связи целому комплексу мер воздействия.
Таким образом, требования режима вторгаются во все сферы жизнедеятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Он создает правовые и организационные основы реализации других средств исправительного воздействия на осужденных. В этом выражается его обеспечивающая функция.
Итак, режимные требования и способы их обеспечения вторгаются во все стороны жизни и деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Все осужденные, представители администрации и иные лица, так или иначе соприкасающиеся с деятельностью этих учреждений и органов, обязаны с ними считаться и их неуклонно выполнять.
Воспитательная работа. Несмотря на то, что и режим отбывания наказания, и иные определенные законом средства исправления выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного, одного из основных средств исправления осужденных, определяет воспитательную работу. Закон не дает нормативного определения понятия воспитательной работы. В литературе ее определяют как совокупность мероприятий, обеспечивающих нравственное, правовое воспитание осужденных, повышение их культурного уровня, сознательности и дисциплины, ставящих цель оказать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков.
В прошлом воспитательная работа в значительной степени строилась на идеологических принципах. Однако практика свидетельствует, что осужденным в период отбывания наказания должны прежде всего прививаться элементарные навыки социально полезного поведения. Поэтому ставить, как это было раньше, задачу искоренения всех антисоциальных свойств личности в неблагоприятных для этого условиях отбывания наказания нереально, а на практике - невыполнимо.