Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам. Для работников, которые были избраны в профсоюзные органы и не освобождены от исполнения своих трудовых обязанностей, Трудовой кодекс предусматривает целый ряд гарантий и компенсаций, направленных на создание условий для осуществления ими своих полномочий и защиту их от необоснованных претензий со стороны работодателя. Кроме того, такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Более подробно эти вопросы будут изложены в разделе пособия, посвященном защите трудовых прав работников профессиональными союзами.
Работникам, которые в соответствии со ст.384 ТК РФ были избраны членами комиссий по трудовым спорам, предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка. При увольнении работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам, работодатель должен выполнить требование ст.373 ТК РФ о необходимости учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.
Гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления. К выборным должностям в государственных органах относятся должности: Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных органов государственной власти субъектов РФ, глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Работникам, которые были освобождены от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, в соответствии со ст.172 ТК РФ также должны быть предоставлены определенные гарантии, которые устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Так, Закон «О статусе члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает гарантии трудовых прав депутата Государственной Думы.
Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, а также в стаж федеральной государственной службы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий депутата Государственной Думы.
Депутату Государственной Думы, работавшему до избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения его полномочий предоставляется прежняя работа, а при ее отсутствии – другая равноценная работа по предыдущему месту работы или, с его согласия, в другой организации.