Таможенные органы Российской Федерации
В Конституции Российской Федерации непосредственно не употребляются понятия "таможенный орган" или "таможенные органы". Они прямо используются в гл. 2 ТК, в других разделах, главах и статьях Кодекса, а также в иных нормативно-правовых актах по таможенному делу и праву, административному другим отраслям права.
Не вдаваясь пока в углубленную характеристику правового статуса и важнейших особенностей таможенных органов, выделим главное.
В Таможенном кодексе РФ закреплены следующие принципиальные положения и нормы.
В ст. 7 ТК регламентируется руководство таможенным делом. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, который руководит таможенным делом непосредственно, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
Институт таможенных органов Российской Федерации выделен в самостоятельную весомую статью. Они являются правоохранительными органами и составляют единую систему:
Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
региональные таможенные управления Российской Федерации;
таможни Российской Федерации;
таможенные посты Российской Федерации.
Положение о ГТК утверждается Президентом РФ или Правительством РФ.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются ГТК РФ.
Создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов осуществляются региональными таможенными управлениями.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основе положений, утверждаемых ГТК РФ.
Никакие государственные органы, кроме Государственной Думы, Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов Российской Федерации, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в их деятельность.