Таможенные органы Российской Федерации
Правоохранительный характер деятельности таможенных органов имеет и более конкретные проявления, что отчетливо видно из анализа структуры таможенного дела, а также ряда полномочий этих органов. Комплексный характер таможенного дела предопределяет наличие в нем неоднородных элементов, в т. ч. правоохранительных, и соответствующую деятельность таможенных органов. Об этом свидетельствуют и правовые нормы, предусмотренные ст. 222–226 ТК, в соответствии с которыми они являются органами дознания по делам о контрабанде и по ряду других преступлений в сфере таможенного дела; в случаях, определенных ТК, эти органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Основной объем работы в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрением возложен на таможенные органы и их должностных лиц.
О правоохранительном характере таможенных органов свидетельствует также возможность обжаловать решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц.
Теперь рассмотрим основные функции таможенных органов.
Согласно ст. 10 ТК, они выполняют следующие функции:
1) участвуют в разработке таможенной политики и реализуют ее;
2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность страны;
4) защищают экономические интересы России;
5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; реализуют эти меры;
8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;