Психологические аспекты в таможенной деятельности
Ранее мы убедились: таможенное дело – многозначный и неоднородный процесс, что напрямую сказывается на психологических аспектах деятельности.
Сама "психология" – сложная и комплексная наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
Термин "психика" – это основная категория и предмет психологии, совокупность психических процессов и явлений; психическое отражение действительности и преломление отраженного в поведении и деятельности.
Психика человека представляет собой единство сознания, личности и деятельности; она характеризуется активностью, целостностью, эмоциональностью, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией, другими факторами и элементами.
По мнению А. В. Аграшенкова, психология таможенной деятельности есть отрасль психологической науки, предметом которой являются особенности психики сотрудников таможенных органов и их деятельности в специфических условиях таможенной службы.
Проблема психологии в таможенном деле – сложная и многогранная. Здесь мы рассмотрим лишь общую картину состояния и развития психологии, ее места и роли в таможенной деятельности. Цель – оказать конкретную помощь всем изучающим таможенное дело и таможенное право, и тем, кто занят в сфере таможенного дела, в выработке и реализации плодотворного общения и взаимодействия, в корректировке своего поведения.
Выделим следующие основные моменты.
Во-первых, должностные лица таможенных органов обязаны владеть различными знаниями, умениями и навыками. Ведущее место среди них занимают знания экономического и правового характера. Высоко ценятся также умения и навыки их применения на практике. В то же время общеизвестно, что в любой сфере успешно трудится лишь тот, кто умеет работать с людьми. Повседневное деловое общение с представителями организаций и физическими лицами – участниками внешнеэкономической деятельности, с коллегами по работе, начальником и подчиненными – требует профессионально-психологической подготовленности. Она предполагает:
способность устанавливать, исходя из той или иной модели поведения, контакт с людьми, оказывать на них психологическое воздействие;
умение выстраивать межличностное общение, адекватное моменту;
готовность корректировать свое поведение, модель общения и стиль взаимоотношений с окружающими в процессе выполнения задач таможенной службы;
У нас можно купить справку с печатями.