Правовые особенности составных частей системы таможенных органов
реализацию рабочих контактов со сторонними органами, учреждениями, юридическими и физическими лицами на предмет содействия, взаимодействия и получения на безвозмездной основе документов и сведений для таможенных целей;
осуществление надзора за экономической деятельностью экспортеров-импортеров, таможенных брокеров, в том числе путем финансово-хозяйственных проверок и организации доступа проверяющих в места, где могут вестись работы либо находиться документы, товары и транспортные средства, под-лежащие таможенному контролю;
проведение в жизнь мер по защите прав и интересов клиентов системы; по кадровому, финансовому, информационному, материально-техническому обеспечению таможен, по выполнению ими оперативно-розыскных и дознавательных функций – в целях борьбы с криминалом, нарушениями таможенных правил, посягательствами на нормальную деятельность таможенных органов, безопасность их должностных лиц и клиентов;
выпуск ненормативных правовых актов, обязательных для исполнения наряду с нормативными.
Типовая структура РТУ, штатная численность и фонд оплаты труда утверждаются ГТК РФ.
Начальник РТУ назначается на должность и освобождается от нее председателем ГТК РФ, действует на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение РТУ своих функций, за деятельность нижестоящих органов, при необходимости дополняет или изменяет их типовую структуру; представляет в ГТК кандидатуры своих заместителей, главного бухгалтера и начальника юридического отдела; распределяет обязанности между заместителями; является председателем коллегии РТУ, где рассматриваются важнейшие вопросы деятельности РТУ и объектов, находящихся в его непосредственном либо оперативном подчинении.
В зависимости от размеров региона, численности, дислокации управлений их структура может отличаться от типовой, но не принципиально.
Третий уровень. Таможни Российской Федерации составляют организационный и производственный фундамент системы – именно здесь производится основная часть собственно таможенных и сопутствующих операций.
Раньше эта работа велась в пунктах, внешняя граница которых, как правило, совпадала с государственной. С либерализацией торговли и самостоятельным выходом массы товаровладельцев на зарубежные рынки возникла необходимость ввести грузовую таможенную декларацию и создавать, наряду с "внешними", "внутренние" таможни. Такая перестройка соответствует мировой практике.
Правовой статус, компетенция, структура таможни регламентированы ТК, десятками нормативных актов и в относительно целостном виде – Общим положением 1996 г.