Правовые акты в сфере таможенного дела
Вопрос о правовых актах в сфере таможенного дела частично уже рассматривался при анализе его источников. В данной главе основное внимание будет сосредоточено на характеристике правовых актов, издаваемых таможенными органами. Вначале отметим важную особенность их деятельности: по своему характеру она является правотворческой.
Значительная часть правовых актов, издаваемых в первую очередь ГТК РФ, развивает, дополняет и конкретизирует положения Конституции, ТК и других законов Российской Федерации, касающихся таможенного дела. В некоторых случаях в актах ГТК РФ устанавливаются базовые правила и нормы для нового и относительно самостоятельного правового регулирования тех или иных весьма существенных сторон и даже блоков таможенного дела. В пример можно привести утвержденные ГТК положения о конкретных таможенных режимах.
Итак, центром нормотворческой деятельности таможенных органов выступает ГТК РФ. В ст. 11 ТК установлено, что ГТК РФ в случаях, предусмотренных ТК, иными актами законодательства Российской Федерации, издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными и иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. Указанные нормативные акты подлежат регистрации в соответствии с законодательством РФ.
Некоторые положения ст. 11 ТК, требуют пояснений и комментариев. Прежде всего анализ законодательства и практика ГТК РФ показывает, что вопрос о пределах компетенции данного органа в области нормотворчества, к сожалению, до сих пор недостаточно четко решен в правовых актах о ГТК РФ.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что нормативные акты ГТК РФ в одинаковой мере обязательны для государственных, частных и иных предприятий, учреждений и организаций независимо от того, в каком подчинении они находятся: в федеральном, субъектов Федерации или в муниципальном. Весьма существенно и то, что ТК установил обязательность исполнения названных актов и для должностных лиц, и для граждан. Это серьезно расширяет диапазон нормотворческой деятельности ГТК РФ.
Рассмотрим вопрос о видах правовых актов, издаваемых ГТК. В соответствии с юридическими свойствами они подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативные акты таможенных органов непосредственно выражают регулятивную функцию таможенного права. В них содержатся нормы, регулирующие однотипные связи путем установления определенных правил должного поведения в сфере таможенного дела и управления им. Нормативные акты рассчитаны, как правило, на длительное применение и не имеют персонифицированного адресата. В качестве примера можно привести положения о таможенных регионах, об использовании залога таможенными органами, о таможенном перевозчике. Конечно, нормативные акты таможенных органов имеют подзаконный характер, т. е. должны основываться на Конституции и таможенных законах, соответствовать им. Это свидетельствует о вторичности такого рода нормотворчества, но отнюдь не умаляет его авторитета и практического значения.