Очерк развития российского таможенного дела
Трудно усвоить современные научно-теоретические основы таможенного дела в России без соответствующего экскурса в историю. Это поможет достаточно рельефно и четко представить себе развитие российского таможенного дела и таможенного права, сориентироваться в характере и особенностях эволюции основных таможенно-правовых институтов и норм, яснее представить их генезис и тенденции.
Для учебных целей и удобства пользования материалом исторический очерк условно подразделен на три периода.
Первый период.
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории. Организация таможенно-пошлинного обложения была известна еще в Древней Руси. О собственно таможенной службе можно говорить условно, поскольку лишь по мере создания и укрепления централизованного государства, роста внешнеэкономических связей шло становление и развитие институтов, которые составили затем ее ядро. Основываясь на литературных источниках, выделим основные моменты этого процесса.
История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. В V–IV вв. до н.э. в городах Причерноморья уже существовали таможенные порядки. Знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт, или мыто, – сбор за провоз товаров через заставы. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова "мытник" или "мытчик" – сборщик пошлин, "мытница" или "митница" – место их сбора.
В XI–XII вв. быстро растут торгово-ремесленные центры – города, богатеет городская знать – бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. "Торговля в описываемое время была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречаем более известий о выгодных походах в Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов".
Единство Киевской Руси в XI в. начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. В XII – начале XIII вв. государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы – феодалы изобрели собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и торговыми.
К проезжим пошлинам относился в первую очередь мыт: от 1 до 3 денег. В зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта – посаженное. Если купец объезжал мытную заставу, взимался двойной штраф с воза – промыт, а с купца как с личности – дополнительный штраф – заповедь. С находившегося на возу, ладье, дощанике человека взималась годовщина – от 0,5 до 6 денег в разной местности. С людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки – по 1 деньге с души. При возвращении купца с его людьми после распродажи товара с них кое-где взималась разновидность годовщины – задние колачи – по 0,5 деньги с человека. Мостовщина и перевоз взимались при проезде по мосту или за пользование перевозом, но уже не мытниками, а мостовщиками и перевозчиками: с пешехода – по 0,5, с конного – по 1, с телеги с лошадью – от 2 до 4, а на обратном пути – по 2 деньги.