Международно-правовое сотрудничество в сфере таможенного дела
Сотрудничество России с другими государствами в сфере таможенного дела развивается по ряду основных направлений. Прежде всего это сотрудничество со странами СНГ, совместное с ними международно-правовое регулирование вопросов таможенного дела.
Деятельность по международному таможенному сотрудничеству непосредственно осуществляют ГТК РФ, региональные управления и таможни. Помимо специализированного подразделения в этой деятельности участвуют другие подразделения ГТК РФ – Отдел валютного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; Управление таможенной статистики и анализа и т. п. Региональные и местные таможенные учреждения развивают контакты с аналогичными таможенными службами стран СНГ по различным вопросам таможенного дела.
К нынешнему времени уже создан определенный правовой фундамент сотрудничества со странами СНГ. Прежде всего это Соглашение о принципах таможенной политики, подписанное 13 марта 1992 г. в Москве Российской Федерацией, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Казахстан, Республикой Узбекистан. Государства – участники Соглашения поставили перед собой принципиальные цели, главная из которых – стимулировать развитие экономики и защитить внутренний рынок.
Конкретные задачи, решаемые этим Соглашением, состоят в следующем. Первая – сохранить и укрепить единое экономическое пространства в отношениях между странами. Выполнение этой задачи будет способствовать нормальному, динамичному общению государств и таможенному перемещению товаров, транспортных средств через соответствующие границы. Вторая задача, тесно связанная с предыдущей, – обеспечить в пределах этого пространства свободное движение товаров, которое стимулирует развитие внешнеэкономических связей и оживляет таможенный процесс. Третья задача – выработать общую политику участников Соглашения в отношении третьих стран и сведение к минимуму столкновений при ее реализации. Поскольку таможенный процесс охватывает множество стран и регионов, всегда необходимо проводить взвешенную, сбалансированную таможенную политику в отношениях между разными группами стран и даже отдельными странами. Четвертая задача – унифицировать таможенное законодательство и таможенные процедуры, что должно существенно упростить перемещение товаров и транспортных средств через границу, помочь найти оптимальные варианты таможенного оформления и контроля таможенно-тарифного регулирования, таможенной статистики и других средств реализации таможенной политики, сохранив при этом особенности национального элемента таможенных систем и служб различных стран. Разумная унификация гармонизирует таможенные системы разных стран. Пятая задача – создать Таможенный союз, который должен стать самостоятельным субъектом международного права. Шестая задача – выработать общий таможенный тариф и ввести единообразное внутреннее налогообложение товаров и иных предметов, которые ввозятся на общую территорию, а также освободить от таможенных пошлин, налогов и сборов товары, обращающиеся внутри Таможенного союза. Седьмая задача – не устанавливать таможенные барьеры между участниками Соглашения и регулярно пересматривать действующие количественные ограничения, с тем чтобы их объем во взаимном обмене уменьшался. Восьмая задача – ликвидировать количественные ограничения на вывоз вещей личного пользования, принадлежащих гражданам участников Союза.
На основе Соглашения был учрежден Таможенный совет. Он состоит из полномочных представителей Договаривающихся Сторон и является высшим органом Таможенного союза. Статус Совета определяется Положением о нем, которое утвердили Договаривающиеся Стороны.
Материально-техническое, финансовое, кадровое, социальное и иное обеспечение деятельности Таможенного совета осуществляется за счет бюджета, который формируется из взносов государств-участников по согласованным квотам.
Государства-участники договорились не принимать противоречащих Соглашению нормативных актов и обязались привести внутреннее законодательство в соответствие с Соглашением в срок не позднее одного года после вступления его в силу.