Международно-правовое сотрудничество в сфере таможенного дела
Статья 5 определяет, что при перевозке тяжеловесных и громоздких грузов, а также грузов, перевозимых навалом на открытых транспортных средствах, необходимо принимать меры, не позволяющие подменить такие грузы.
И, наконец, в ст. 6 установлен порядок таможенного оформления реэкспортируемых грузов. Товары, ввезенные для внутреннего потребления на территорию одного из государств – участников Соглашения с территории другого и реэкспортируемые в третьи государства, пропускаются таможнями государства вывоза в соответствии с его национальным законодательством, если есть разрешение уполномоченного органа участника Соглашения, являющегося государством происхождения этого товара. Порядок выдачи разрешений на реэкспорт определяется национальным законодательством Договаривающихся Сторон.
Следует заметить, что Соглашение от 2 апреля 1992 г. дополняют двусторонние протоколы, которые подписаны между ГТК России и центральными таможенными органами ряда государств ближнего зарубежья.
В 1995–1996 гг. наметился – по крайней мере, в отношениях между Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан – переход к качественно иному этапу. Как видно из документов, подписанных в Москве, Минске и Алма-Ате, – это курс на углубленное сотрудничество, постепенное, но неуклонное движение к созданию на прочных демократических и правовых основах реального Таможенного союза, т. е. фактическое воплощение в жизнь идей и положений, закрепленных в Соглашении о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г.
Так, подписанный в Минске 6 января 1995 г. Меморандум о расширении и углублении российско-белорусского сотрудничества предусматривает меры по согласованию внешнеэкономической политики, включая таможенную, снятие тарифных и нетарифных ограничений, невзимание таможенных пошлин и отмену таможенного контроля на общей границе при безусловном обеспечении совместной эффективной защиты внешних границ Таможенного союза и проведении согласованной внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам. Было предусмотрено обеспечение активного участия Российской Федерации и Республики Беларусь в формировании Таможенного союза в рамках Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.
21 февраля 1995 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было подписано Соглашение о единстве управления таможенными службами, а немного раньше, 6 января 1995 г. в Минске – Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В нем, в частности, подчеркивались цели и принципы создания Союза: дальнейшее развитие сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, признание международных общепринятых норм в экономических отношениях и ориентировке на ГАТТ; единство таможенной территории государств – участников Союза, отмена в торговле товарами таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений и др. В Соглашении предусмотрены механизм и этапы создания Таможенного союза, в частности унификация внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства.
Договаривающиеся Стороны применяют Основы таможенных законодательств государств – участников СНГ и Единую методологию таможенной статистики внешней торговли этих государств. Предусматривалось также обеспечение единства управления таможенными службами Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществление совместного таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств, и др.