Международно-правовое сотрудничество в сфере таможенного дела
И, наконец, в соответствии со ст. 11 Соглашения к Таможенному союзу может – при согласии всех его членов – присоединиться любое другое государство.
В целом Соглашение представляет собой серьезный шаг в таможенном сотрудничестве России со странами СНГ. Пока, однако, оно не ратифицировано странами-участницами, а некоторые государства подписали его с существенными оговорками. В частности, Республика Молдова высказалась против создания Таможенного союза как субъекта международного права, оговорила возможность заключения двусторонних соглашений, а Республика Армения выступила за сохранение национальной таможенной службой международной правосубъектности.
Статус Таможенного совета регламентируется Положением, утвержденным государствами – участниками Соглашения 13 марта 1992 г. В Положении определяются цели Совета, его функции, правовая база, права, состав, исполнительные органы, рабочий аппарат, бюджет, порядок принятия решений.
Цели Совета: обеспечить функционирование Таможенного союза; вырабатывать и проводить единую таможенную политику; противодействовать монополизму, а также дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов; пресекать недобросовестную конкуренцию при проведении экспортно-импортных операций; унифицировать таможенное законодательство и таможенные процедуры в интересах интеграции экономики государств – участников Таможенного союза в мировое хозяйство; координировать взаимодействие таможенных служб государств – участников Союза; разрабатывать и реализовывать конкретные программы развития таможенного дела; собирать и анализировать таможенную статистику Союза.
В ст. 2 Положения о Таможенном совете определены его функции: разработка, рассмотрение и утверждение предложений по основным направлениям таможенной политики государств – участников Таможенного союза, включая общий таможенный тариф, формируемый на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; разработка порядка установления, отмены или изменения ставок таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и преференций; разработка и рассмотрение проектов актов законодательства Таможенного союза и его международных договоров в части, касающейся таможенно-тарифного регулирования; разработка и принятие решений, обеспечивающих единообразное толкование и применение соглашений по таможенному делу, а также действующего законодательства государств – участников Таможенного союза; обеспечение и распространение информации, касающейся таможенно-тарифного регулирования и таможенных процедур; представление правительствам государств – участников Таможенного союза предложений по таможенному делу; сотрудничество с международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
Правовую базу работы Совета составляют: Соглашение о принципах таможенной политики; Положение о Таможенном совете; Регламент работы Совета; Положение об установлении, отмене и изменении ставок таможенных пошлин; Правила оценки в таможенных целях; Правила определения страны происхождения и другие акты, которые разрабатывает и принимает Совет.
Положение определяет также права Совета. Он может устанавливать размеры ввозных и вывозных пошлин, вносить в них изменения; вводить сезонные таможенные пошлины; устанавливать, изменять и отменять ставки пошлин на предметы личного пользования; освобождать от оплаты пошлинами товары и иные предметы, воплощающие в себе новейшие достижения научно-технического прогресса, не производимые или производимые в недостаточных количествах в государствах – участниках Таможенного союза; вносить, учитывая международные нормы и практику, изменения в номенклатуру Общего таможенного тарифа с целью защиты объединенного рынка государств Таможенного союза.